24 апреля, во время своего визита в Японию, президент США Барак Обама, несмотря на напряженный график, нашел время посетить Национальный музей передовой науки и технологии «Мирайкан» на острове Одайба.
После игры в футбол с роботом компании Honda «Асимо», Обама подошел к синему роботу, который находится на стадии разработки. Перед Обамой, который был одет в строгий костюм, появились двое молодых японцев в поношенных джинсах и футболках.
«Для чего предназначен этот робот?» — спросил у них Обама. «Он будет проводить работы в местах, недоступных для человека, таких как первый блок АЭС Фукусима ТЕРСО. Сейчас мы вкладываем всю душу в его разработку», — ответили Юхи Наканиси и Дзюнъити Урата из Токийского университета.
После того как их компанию, Sсhaft, в ноябре прошлого года купил Google, о них ничего не было слышно. Спустя долгое время двое разработчиков появились на публике уже в качестве представителей этого предприятия.
Sсhaft — это венчурная компания, основанная каких-то два года назад Уратой и Наканиси. Оба они ученики профессора Токийского университета Масаюки Инаба, который представляет основное течение робототехники в Японии.
Министерство экономики, промышленности и торговли Японии вложило более 4,5 миллиардов иен (1,6 миллиарда рублей — прим. пер.) в разработку человекоподобных роботов. На базе роботов Р-3, прототипом которых стал «Асимо», идет разработка серии HRP. Одним из них, HRP-2, занималась исследовательская группа Инабы из Токийского университета.
«Урата выделялся среди остальных в технической сфере, Наканиси был впереди по человеческим характеристикам», — дает оценку своим воспитанникам Инаба.
Во время аварии на Фукусиме роботы не смогли сработать так, как этого все ожидали. «Безумно жаль, что мы не смогли ничего сделать на Фукусиме», — близкий друг Ураты рассказывает о страданиях своего друга. Из-за того что человекоподобные роботы могли легко упасть в условиях большого количества обломков, им на Фукусиме применения не нашлось.
Урата и Наканиси попытались выбраться из этого тупика.
31-летний Урата придумал мощный мотор, способный работать на высоких скоростях, и программу, моментально рассчитывающую, куда робот должен поставить ногу. Изобретение получило название «Urata Leg» («нога Ураты»).
Сатоси Кагами из Института передовых наук и технологий, который общается с обоими разработчиками, считает: «Значение Sсhaft состоит в том, что они изобрели робота, который может передвигаться по нестандартным поверхностям».
Целью соревнования роботов DARPA (Агентство передовых оборонных разработок Пентагона США) является сбор перспективных технологий за пределами США под средства из оборонного бюджета страны. Молодые исследователи, являясь преподавателями Токийского университета, не могли выступать на конкурсе за деньги США, поэтому решили оставить университет и основать собственное предприятие. Инаба вспоминает их разговор: «Если мы уйдем из университета, то инвесторы поймут всю серьезность наших намерений».
Несмотря на это, им было сложно собрать средства на разработку. Японские инвесторы сомневались по поводу вложения денег в разработку роботов с непрогнозируемым сроком возврата средств. Томихиса Камада, представитель совета директоров Sсhaft, связался со своим старым знакомым из Google Энди Рубином. Рубин отвечал за разработку операционной системы для смартфонов Android, а сейчас возглавляет исследования по роботам. В ноябре 2013 года Рубин купил Sсhaft, что и было необходимо для японской компании.
По всей видимости, Google интересуется и другими японскими технологиями. 9 января этого года, месяц спустя после соревнования, лабораторию Ацуо Таканиси Университета Васэда посетили Наканиси, компанию которого Google только что приобрела, и основатель Boston Dynamics Марк Райберт. Ацуо первым в мире занялся серьезным изучением роботов-гуманоидов, еще в 1973 году. Его лаборатория, как и Токийский университет, является центром японской робототехники.
Когда речь зашла о совместных разработках, Таканиси поинтересовался: «Что собирается делать Google?», на что Райберт ответил: «Этого я не могу сказать».
Не иначе как Google занимается подбором кадров. Инаба заявил открыто: «Из моей лаборатории десять человек ушли в Google». В Google переходит и основной разработчик Sony самого высокого уровня, который не один год занимался роботом «Айбо».
Конечные цели Google еще размыты, но можно предположить, что они хотят собрать все технологии, связанные с созданием следующего поколения роботов.
Президент Google Эрик Шмидт в своем последнем обращении пишет: «В ближайшем будущем даже обычная американская семья сможет иметь в доме несколько многофункциональных роботов».
Какими будут эти роботы? Бывший глава Google Japan Норио Мураками предполагает: «Компьютеры станут домашними слугами». Домашний робот сможет моментально находить в интернете ответы на вопросы хозяина. Возможно, скоро наступит будущее, когда робот будет убираться и готовить.
По всей видимости, Google пытается получить доступ к роботехнологиям. В 2011 году эта компания предложила технологию под названием «Cloud Robotics», с помощью которой роботы, находящиеся дома и на заводах, связываются между собой через интернет.
Это означает, что Google получит доступ ко всем актуальным знаниям в сфере роботостроения. В Японии всегда существовал совершенно уникальный подход, при котором роботы воспринимаются как продолжение производственной линии.
Ожидания, возлагаемые на роботов, являются в какой-то степени требованием времени. Родни Брукс, основатель американской компании, занимающейся роботами, считает: «В большинстве развитых стран растет число стариков и сокращается количество молодежи. Каким образом Япония будет обеспечивать количество рабочей силы, необходимое для осмотра и ремонта стареющей инфраструктуры? Именно роботы станут ключом к решению проблемы».
Продажа Sсhaft стала большим ударом для Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, которое всегда поддерживало разработку роботов в стране. Как раз в тот момент, когда министерство планировало усилить сотрудничество с американским правительством в области робототехнологий, японская перспективная компания ушла в США.
В июле прошлого года министерство договорилось с американским Министерством обороны о совместных японо-американских исследованиях в области роботов для работы с последствиями катастроф. Специально оговаривалось участие Японии в итоговых соревнованиях DARPA в следующем году. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии, объясняя, что «участие не противоречит трем принципам экспорта вооружений», обратилось к Toyota Motors и Honda, но те не захотели иметь отношения с военными и отказались. Японское министерство, оказавшись в безвыходном положении, расширило поиск кандидатов и объявило о грантах на разработку отобранным участникам.
«Разве так можно? Мы хоть и договорились о проведении совместного исследования, но США являются нашим прямым конкурентом, наступающим нам на пятки», — сомневается один из руководителей министерства.
Соперничество в сфере роботостроения началось внезапно. США уже догоняют Японию, которая всегда шла впереди.
Проиграв СССР гонку по запуску первого спутника, США основали НАСА, открыли программу Аполлон, которая осуществила высадку человека на Луну. Когда Япония ушла вперед по полупроводникам, то Министерство обороны США учредило совместные разработки и смогло ввести технологические инновации. Теперь разрыв сокращают DARPA и Google...
Японские исследователи сходятся во мнении, что японские робототехнологии до сих пор лидируют в мире. Профессор Университета Нагои Фумихито Араи считает: «Япония — это производящая страна. Мы сильны в области моторов и сенсоров».
Однако проблема заключается в программном обеспечении, которое управляет «железом». Кадзухито Екои, занимавшийся роботами в Институте передовых наук и технологии, говорит: «Япония еще ведет в области производственных роботов, но человекоподобная робототехника находятся в затруднительном положении. США очень серьезно продвинулись в сфере программного обеспечения».
США делают «мозги», а Китай «железо» — такая действительность сейчас установилась в электронной промышлености. «Если мы будем просто стоять и смотреть, то же самое произойдет и с роботами», — считает коллега основателя Sсhaft.