По официальной и неофициальной статистике, молодые люди сейчас вступают в брак настолько редко, что значительное их число остаются холостыми. Попробуем разобраться, почему складывается такая ситуация.
В первую очередь, обратимся к проблеме замужества девушек-студенток. Эту тему мы решили обсудить с членом Ученого совета Исфаханского университета в Иране, консультантом по проблемам семьи и молодежи Амир Хосейном Банки, который уже долгие годы работает в этой области. Ниже приводится интервью с профессором Банки.
Javan: Господин профессор, как Вы сейчас оцениваете вступление в брак девушек-студенток? Сколько таких браков оказываются счастливыми и своевременными?
Амир Хосейн Банки: Для девушек студенческие годы — это самое лучшее время для создания семьи. В этот период они находятся в самом подходящем возрасте для вступления в брак. Между тем существует определенная проблема в такой ситуации. Дело в том, что в студенческой среде обычно между молодыми людьми возникают близкие отношения, но в тот момент юноши еще не имеют необходимых условий для женитьбы. Между тем привязанность остается и, как правило, юноша с девушкой договариваются пожениться после окончания учебы, когда у обоих будет более выгодное финансовое положение. Обычно это приводит к тому, что для девушки лучшие годы для замужества заканчиваются. Более того, довольно часто такие браки вообще не заключаются, несмотря на то, что такая договоренность существовала. Происходит это по разным причинам: со временем меняются обстоятельства, или молодые люди меняют свои взгляды. Бывает и такое, что их родители, в большей или меньшей степени придерживающиеся национальных традиций, не дают свое согласие на брак. Все эти причины мешают созданию семьи после окончания учебы. Аналогичные препятствия встают и на пути студенческих браков, однако в период учебы молодые люди в интеллектуальном плане оказываются более близкими друг к другу, что снижает роль фактора их, возможно, разных культурных взглядов. Ведь в студенческой среде девушки и юноши обычно не демонстрируют свою принадлежность к той или иной культуре, а ведут себя так, как это полагается в высшем учебном заведении, поэтому в университетской среде они чувствуют между собой некое единство. Однако когда дело доходит до вступления в брак, они уже начинают знакомиться с семейной культурой друг друга и уже тогда к ним может приходить сознание того, что они совсем разные.
— Что, по-вашему, является главным препятствием для девушек-студенток на пути создания идеальной семьи?
— Самое главное препятствие заключается в том, что из-за учебы они вынуждены откладывать создание семьи. В результате брак заключается уже после окончания учебы. Для карьеры это, конечно, самый лучший вариант, однако для семьи это имеет ряд последствий, ведь женщина становится уже гораздо старше.
Другим препятствием является то, о чем я уже упоминал. В студенческие годы девушки привязываются к юношам и ждут, пока те обретут некую финансовую самостоятельность, чтобы содержать семью. Таким образом, они теряют время и, возможно, лишают себя других вариантов.
Необходимо указать и на еще один момент. Свободные отношения в студенческой среде иногда приводят к тому, что некоторые девушки перестают верить в постоянство юношей и даже начинают испытывать обиду из-за такого поведения представителей противоположного пола. Почти то же самое происходит и с юношами.
Столь свободные отношения снижают потребность юноши в общении только с одной девушкой. Так, вместо образования одного семейного союза, юноши вступают в разного рода отношения с разными девушками, поэтому потребность в браке как таковом отпадает и уже никто не приходит свататься в дом невесты, как это должно быть сделано в соответствии с иранскими традициями.
Еще одной угрозой для создания семьи можно считать то, что свободные отношения в университетской среде, где вместе учится множество молодых людей, увеличивают претензии девушек и юношей к тому, каким именно должен стать их избранник или избранница. Конечно, у каждого человека есть свои положительные качества, и когда дело доходит до выбора супруга или супруги, каждый старается найти себе такую партию, которая бы сочетала их все сразу. Такая задача очень усложняет выбор. Довольно часто сделать эго вовсе не получается.
— Господин профессор, какова, на Ваш взгляд, причина того, что сейчас иранские девушки в меньшей степени проявляют желание вступать в брак и рожать детей?
— С годами проходит желание заводить семью. Когда человек выходит из возраста, когда обычно вступают в брак, он уже предпочитает одиночество. Если же мы будем стараться поощрять создание семьи в более раннем и подходящем для этого возрасте, такое нежелание вступать в брак будет возникать все реже. Другим важным аспектом является то, что подобное нежелание может быть продиктовано обычным скепсисом. Другими словами, общение в разных сферах, в том числе и виртуальной, и наблюдение большого количества негативных явлений приводит к скептическому отношению к противоположному полу, что в конечном итоге заставляет человека отказаться от создания семьи.
— Как влияет образовательная среда, в том числе и университетская, на отказ от вступления в брак? Что нужно изменить в образовании, чтобы такого не происходило?
— Как правило, конкурентная среда образовательного процесса и тревога, связанная с возможной неуспеваемостью, считается еще одной причиной нежелания молодых людей заводить семью. В своей программе система образования параллельно с научной тематикой должна уделять внимание семье и семейным аспектам жизни. В обязанности педагогов входит давать хорошие знания и правильно воспитывать молодое поколение, прививая ему готовность к своевременному созданию собственной семьи.
— Как получается, что молодые образованные женщины в иранском обществе стараются не задумываться о том, чтобы стать матерью?
— Часто мы впадаем в крайность, характеризуя ту или иную социальную роль. Современных девушек нельзя воспитывать только как будущих матерей. Признавая социальную роль женщины в обществе, мы должны уделять внимание тому, как именно она реализуется и какие должны быть для этого преимущества и условия. Также необходимо помнить, что социальная активность женщины значительным образом отличается от социальной активности мужчины и здесь недопустимо применять одинаковые стандарты. В настоящее время социальная активность приводит к личностному кризису женщин, вступающих в некое соперничество с мужчинами. Таким образом получается, что представительницы слабого пола перестают учитывать свою роль в семье либо вообще считают ее помехой для социальной карьеры.
— Чем отличаются социальные функции женщин и мужчин и как их можно охарактеризовать?
— Женщина должна осознавать, что она есть источник чувств и эмоций и на нее возложены очень деликатные функции. Утонченность и достоинство женщины не должны затмеваться никакими общественными стимулами. Женщина должна проявлять социальную активность, не теряя при этом своей женственности и не забывая о собственной роли и предназначении. Ей не следует брать на себя какие-то общественные функции, подменяя свою индивидуальность и придавая ей мужские черты. В этом отношении роль женщины для семьи гораздо важнее, чем для общества. Если в обязанности мужчины входит профессиональная занятость, что для женщин все обстоит по-другому. Роли мужчины и женщины нельзя смешивать, и семейные обязанности жены и матери нельзя приносить в жертву работе или чему-то еще.
— Как, с Вашей точки зрения, можно решить проблему собственной неадекватной оценки у современных иранских девушек?
— В образовательном процессе необходимо четко выделять, какая роль отводится мужчине и женщине. Учебники для девочек должны отличатся от учебников для мальчиков. И для тех, и для других должны вводиться специальные образовательные стандарты. Условия занятости также должны отличаться. Например, если для мужчин обычный рабочий день длится восемь часов, то для женщин он мог бы составлять четыре. Другими словами, необходимо признать, что мужчина и женщина имеют разные обязательства.
— Можно ли выполнить эти требования на уровне средней школы?
— Да, но для этого необходимо разработать абсолютно разные учебные пособия. Для занятий с девочками и мальчиками необходимо отводить специальные дни, а совместных уроков в одно и то же время быть не должно. Сейчас образование для обоих полов ведется по единой модели, что, по сути, не укладывается в мусульманское мировоззрение, и является данью западной традиции. В исламе мужчина и женщина, пользующиеся одинаковым уважением, полностью отличаются друг от друга с точки зрения выполняемых функций. У них разные, но равные права и обязанности.
— В настоящее время роль, которую играют в обществе девушки, может сильно отличаться от той, которую исполняли представительницы старшего поколения. Со временем молодые женщины уже не смогут во всем следовать примеру собственных матерей. Как же можно создать определенную модель поведения для современных женщин?
— Подобные перемены в поколениях происходили всегда. Разница состоит лишь в том, что сейчас их темп намного увеличился. Разумеется, от нынешнего поколения не следует ждать того же, что и от прошлого. Тем не менее одна часть функций к молодому поколению должна переходить от старшего, а другая часть — воспитываться в образовательной среде и обществе. Иначе говоря, необходимо выработать комплекс таких стандартов, которые бы соответствовали и древней культуре, и семейным ценностям, и условиям современной жизни. Так, не преуменьшая значимость женщины как матери, с помощью средств массовой информации необходимо дополнять ее современную роль новым содержанием. Сейчас мы не имеем стандартов поведения для девушек, а если же таковые имеются, то они похожи на те, которые распространены среди мужчин. Как молодые особы могут учиться в наши дни, оставаясь прежде всего девушками? К сожалению, пока что способ комбинирования этих двух элементов пока не найден.
— Как могут средства массовой информации поощрять молодых людей к созданию семьи? Насколько велика ответственность СМИ за нежелание девушек выходить замуж, за то, что они делают неправильный выбор?
— Роль СМИ в этом плане огромна. В основном речь идет об интернете, который сейчас занимает все больше места в жизни людей. Фактически, потребности реальной жизни начинают компенсироваться в виртуальном пространстве. Другой аспект касается неуместной конкуренции, которая насаждается в общественных умах. Так, в иранском кинематографе часто появляется образ успешной молодой женщины высокого социального положения, у которой хорошее образование, уважаемая профессия и высокий заработок. Все это оказывает сильное влияние на современных девушек и их семьи. Еще одной проблемой можно назвать появление огромного количества образцов западной культуры, из которых просто невозможно выбрать что-то достойное и которые без разбора попадают к нашей молодежи, поэтому как-то повлиять в этой области уже не представляется возможным. Вместе с тем следует помнить о словах Духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, который в своих выступлениях, посвященных исламо-иранскому образу жизни, подчеркивал необходимость разработать жизненные стандарты для иранских девушек и женщин, отличные от тех, которые распространяются на мужскую часть населения. На данный момент такое разграничение пока что отсутствует.