Заявление президента Владимира Путина об отводе российских войск от украинской границы, сделанное им в среду, 7 мая, было встречено в Европе и США со смесью облегчения и недоверия. В любом случае не стоит забывать о том, что, хотя стороны вновь встали на путь дипломатии, ей еще только предстоит принести свои плоды. После того как в результате столкновений в Одессе погибли десятки людей и на фоне непрекращающихся вооруженного конфликта на востоке Украины, страна оказалась на пороге гражданской войны. И пока конца этому не видно. Пора взглянуть в лицо неприятным фактам: вполне возможно, Украина не сможет выйти из этого кризиса как унитарное государство.
До настоящего момента политика США включала в себя критику в адрес России и угрозы ввести против нее санкции. Однако Кремль не испугать ни потерей репутации, ни тем экономическим ущербом, который западные санкции могут нанести России. Более того, его руки развязаны. Мировая экономика нуждается в российской нефти и газе.
Близость России к Украине дает ей важнейшее операционное преимущество. Кроме того, Россия в гораздо большей степени заинтересована в Украине, чем США или Европа. И в отличие от западных государств, Россия готова применить силу.
Женевское соглашение, подписанное 17 апреля, не смогло улучшить ситуацию. И пока западные страны не готовы предложить ничего лучше. Президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель предупредили Россию, что они введут новые санкции в том случае, если Россия не прекратит свою дестабилизационную деятельность на востоке Украины и не воздержится от попыток сорвать президентские выборы, назначенные на 25 мая. Однако эти угрозы не смогли остановить волну насилия на Украине. В долгосрочной перспективе эти санкции могут принести свои плоды, и Кремль, возможно, пожалеет о своих действиях, однако пока Россия и Запад следуют такому курсу, который может привести к настоящей катастрофе на Украине.
Можно ли спасти Украину, коренным образом пересмотрев отношения между Киевом и регионами — возможно даже, проведя референдум или, в крайнем случае, согласившись на разделение страны? Последний вариант, несомненно, является радикальным шагом. Это будет крайне тяжелое решение. Однако разве это не лучше, чем гражданская война?
Такие шаги невозможно сделать в одночасье. Поэтапный процесс необходимо начать с референдума, который стоит объединить с выборами президента, проводимыми под наблюдением международного сообщества. Последующие реформы должны проводиться неким органом, в который должны войти представители всех областей Украины, параллельно с попытками национального примирения. Это процесс не должен в обязательном порядке завершиться разделением страны: сепаратисты на востоке Украины, возможно, пойдут на компромисс, если предложить им некую усеченную форму регионального самоуправления, такую как, к примеру, федеральное правительство с высокой степенью местной автономии.
Чтобы стабилизировать ситуацию, можно провести повторные парламентские выборы. В настоящий момент никто не отвечает за восточную часть Украины. И власти в Киеве это признают. Горячность сепаратистов по большей части объясняется их уверенностью в том, что в национальном правительстве нет их представителей, что властям в Киеве нет до них дела и что господствующие позиции в правительстве занимают националисты из западных областей Украины — отличающихся от востока страны в культурном и религиозном отношении — которым удалось выдвинуться вперед во время протестов на Майдане.
Если востоку страны предоставить значительный блок голосов в национальном парламенте, у него появится гарантия того, что его интересы будут адекватно представлены в Киеве. Президентским выборам 25 мая уделялось много внимания. Однако выборы нового парламента являются не менее значимым шагом.
Никто не хочет, чтобы на Украине началась гражданская война. Россия, очевидно, не заинтересована в том, чтобы посылать туда свои танки, вероятнее всего, опасаясь того хаоса, который за этим последует. Ни Европе, ни США не нужен еще один конфликт в балканском стиле. Украинский народ уже достаточно настрадался.
Пришло время начать поиски решения любой ценой. Разделение Украины нельзя назвать оптимальным вариантом, но мы должны обсуждать все возможные сценарии — перенос президентских выборов, конституционный референдум, повторные парламентские выборы — если хотим предотвратить начало гражданской войны и спасти человеческие жизни.
Юджин Румер — старший научный сотрудник и директор Российско-евразийской программы Фонда Карнеги за международный мир.