В мае 1945 года американские войска под командованием Джорджа Паттона (George S. Patton) освободили чешский Пльзень. После долгих дискуссий было принято решение об установлении роскошного памятника американскому генералу.
Первые станут последними. Эти слова из Библии трагическим образом подтвердились в заключительные дни Второй мировой войны.
Богемия и Моравия, ставшие первыми ненемецкими землями, оккупированными вермахтом в 1939 году, находились в руках немецких войск на протяжении всей войны. Только в первую неделю мая 1945 года Вторая мировая война завершилась и для чехов.
Когда в Берлине уже более трех дней не были слышны залпы орудий, в Пльзене, на западе Богемии, все еще продолжались бои. В начале мая во многих оккупированных вермахтом городах Чехословакии начались восстания. В Праге в ходе ожесточенных уличных боев погибли около 3700 чехов и несколько сотен немцев. Жертвы были и в Пльзене.
Да здравствует свобода
6 мая 1945 года около 8:15 утра американские танки вошли в центр города. Некоторое время спустя по радиосвязи передали — «Говорит Пльзень! Говорит освобожденный Пльзень! Да здравствует свобода, да здравствуют наши союзники. Сообщаю всем жителям Чехословацкой республики, что танки 16-й американской танковой дивизии находятся на площади Республики в Пльзене».
Невероятная волна эйфории охватила весь город, находившийся более шести лет под властью национал-социалистического режима. Местные жители вместе с американскими солдатами отмечали неожиданную капитуляцию немецких войск.
Вскоре после входа легких американских танков M24 Чаффи в Пльзень прибыл командующий 3-й американской армией Джордж Паттон. Энергичный командир, которого часто называли американским ответом на Эрвина Роммеля, ликовал вместе с народом.
Памятник генералу
Спустя 69 лет городское управление Пльзеня сообщило, что к маю 2015 года, то есть к 70-й годовщине освобождения, будет установлен памятник генералу. Согласно проекту монумента памятник высотой в девять метров, изготовленный из специальной стали, должен напоминать триумфальную арку.
Дискуссии вокруг установки памятника продолжались более 11 лет. До недавнего момента усилия были безуспешными, в том числе, потому, что один из архитекторов в коммунистический период работал в спецслужбах Чехословакии. Среди членов жюри, которое выбирало проект будущего памятника, был и внук Паттона, Джордж Паттон Воттерс.
В отличие от большинства других американских генералов Джордж Паттон с конца 1944 года настаивал на том, чтобы как можно быстрее, при необходимости, без согласования с Советским Союзом, начать продвигаться в Центральную Европу. Он добивался от Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower) разрешения на быстрый выход на Берлин.
Цель Паттона — Берлин
Но генерал отказал ему. Эйзенхауэр боялся, что вермахт и, прежде всего, войска СС смогут отойти в альпийскую крепость и из укреплений еще долгие месяцы продолжать вести боевые действия. Американские танки получили указание не переходить Эльбу в восточном направлении.
Чтобы задействовать высоко мотивированные и сильные танковые соединения Паттона, часть 3-й американской армии была командирована на юго-восток, в Баварию и Богемию. Но немецкое сопротивление, не считая некоторых отдельных отчаянно продолжавших бороться соединений, было практически сломлено.
Танки Паттона продвигались вперед так быстро, что New York Times едва успевала отслеживать их передвижение. Иногда танки проходили по 30-40 километров в день, это был неимоверный для того времени темп. В начале мая 1945 года они были на границе Богемии. Одновременно приближались советские войска с востока из чешской глубинки.
Долгое молчание
Тем временем, в осажденных областях начались восстания. Население хотело как можно быстрее освободиться самостоятельно, а не быть освобожденными. Но солдаты вермахта не сдавались без боя. Так, в последние дни войны погибли еще тысячи чехов. Лишь с приходом танков смерти прекратились.
С момента коммунистического переворота в Чехословакии в 1948 году о роли США в освобождении Пльзеня говорить было нельзя. Ситуация изменилась только после «Бархатной революции» конца 1989 года. И вот теперь, четверть века спустя, принято решение об установлении памятника Паттону.