Фотографии Южно-Украинской АЭС напоминают идиллию. Три реактора в кроваво-красных стальных цилиндрах на официальном сайте «Энергоатома» проглядывают среди поля подсолнухов в окружении цветочных клумб и местного водохранилища. Все блестит в лучах солнца.
Но политически все не так безоблачно, и тучи уже сгущаются над АЭС. Два из трех энергоблоков стали своеобразным символом конфликта, разворачивающегося сейчас в Украине. Внутри этих реакторов работает топливо и российского, и западного производства. Каждый из производителей уверяет, что только его продукт может обеспечить безопасность. В местной энергосфере все вовлечены в этот спор. Россия хотела бы сохранить свое влияние над страной и реакторами, в то время как власти в Киеве и оператор АЭС смотрят в сторону Запада.
Безусловно, энергетические проблемы – составная часть экономической подоплеки украинского кризиса. На Западе в основном известны проблемы с поставками газа, на который российские поставщики резко подняли цену. Но нельзя забывать, что более половины из 15 ядерных реакторов (кстати, тоже российского производства) на территории Украины заправляются ураном от российского концерна «Росатом». Врио премьер-министра Арсений Яценюк как-то заявил, что Россия использует энергетический вопрос как «новую атомную бомбу» против его страны, намекая на Чернобыльскую катастрофу 1986 года, довольно показательное сравнение.
Хотя по сообщениям украинских информагентств, Сергей Кириенко, глава Росатома, в середине марта заверил, что никаких перерывов в поставках не будет: «у нас сейчас сложные отношения с Украиной, но мы (на все блоки) поставляем ядерное топливо. Не было ни одного срыва и не будет», Яценюк, по данным Wall Street Journal, практически сразу после этого встретился с главой американского концерна «Вестингауз» (Пенсильвания, США). Через некоторое время его кабинет продлевает договор о поставке энергоресурсов с американцами до 2020 года. Речь идет о ядерном сырье на сотни миллионов долларов в год. Вестингауз вообще хотел бы покрывать четверть всех потребностей Украины, для чего собирается использовать свое производство в Швеции. «Контракт свидетельствует о качестве продукции завода», - хвастался глава концерна.
Однако отношения между операторами АЭС и американским концерном далеки от идеальных. Не прекращается спор вокруг уже поставленных американцами топливных сборок, конструкция которых имеет опасные дефекты. Дважды контракт с Вестингаузом был практически расторгнут и то, что к ним обратились снова, вызвано политическими, а не технологическими соображениями.
Россия выражает яростные протесты против контракта с Вестингаузом. В середине апреля радиостанция «Голос России» сообщила, что Украина - на прямом пути к 15 новым Чернобылям на своей территории: в реакторах российского производства может безопасно работать только российское топливо. Аналогичные сообщения прошли по другим каналам. Канцлер Ангела Меркель получила официально обращение главы профильного комитета российской Госдумы Владимира Гутенева.
Топливные сборки — набор из примерно сотни длинных тонких трубок, наполненных урановым сырьем. В результате ядерного распада они выделяют тепло в омывающую реактор воду. Специальные распорки и крепежи обеспечивают стабильность всей системы. Вестингауз давно пытался наладить поставки ядерного топлива для реакторов российского производства. В Чехии и Финляндии это закончилось провалом. Проблема в том, что структура реакторов российского производства отличается от западных. В основе западных реакторов - квадратная сборка, в то время как российские производители используют шестигранную форму топливной кассеты. Расстояние между трубками, температура, логика, подход - все разное. Это как если бы производитель немецких спортивных машин стал бы изготавливать коленный вал для старого китайского корабельного дизеля.
Более того, топливные сборки от Вестингауза работают рядом с топливом российского производства, конструкция элементов которого существенно изменилась из-за продолжавшихся проблем со сборками старой конфигурации. По данным доклада МАГАТЭ, в 2005 года 4% элементов показали наличие утечек, а четверть из них пришлось выгрузить из реактора до окончания срока - неприемлемая статистика отказов. При этом топливо в реакторе заменяется не единовременно, а на протяжении многих лет, и поэтому продукция Вестингауза входит в соприкосновение и с новыми, и со старыми сборками российского производства.
В 2012 году разразился скандал: некоторые из американских сборок, которые прослужили всего год, имели механическое повреждение — они были согнуты. При подобных повреждениях есть риск, что при аварии стабилизирующие стержни не смогут быть введены в реактор, чтобы остановить реакцию. Операторам АЭС пришлось обратиться к российскому производителю, которые поставил им кассеты на замену бракованных. Тогда же Росатом предложил выгодные условия долгосрочного контракта, и, казалось бы, Вестингаузу оставалось только признать свое поражение и уйти.
Однако американцы так просто не сдались. По их мнению, причина повреждений их кассет - в соседних сборках российского производства нового образца. Как будто бы кассеты внутри активной зоны ректора сцепились между собой и одна погнула другую. «Они выходят за пределы, предусмотренные дизайном, на 30 миллиметров, - заявил представитель Вестингауза Ханс Хортвег. - Из-за этого наши сборки погнулись, но речь идет только о повреждении внешней оболочки, а не самих топливных трубок».
В 2013 году топливо Вестингауза продолжали использоваться всего лишь с небольшими изменениями. Кассеты нового образца, которые учитывают особенности российских установок, только проходят процесс согласования с регулятором.
Неудивительно, что российская ТВЭЛ, топливная дочерняя компания Росатома, категорически не согласна с такой версией проблем. «Топливные сборки Вестингауза имели механические повреждения», — приводит слова представителя ТВЭЛ Петра Лавренюка агентство Platts. ТВЭЛ в 2012 году предлагала провести собственный анализ проблем с продукцией конкурентов. Если им будет в этом отказано, российские производители не могут гарантировать безопасной работы своего топлива в столь непредсказуемом соседстве, предупреждали немецкие ядерные эксперты: в основе проблем – конструктивные дефекты сборок Вестингауза.
На фоне событий на Украине эксперты - в тревоге: есть ли еще возможность непредвзятой оценки происходящего? Последние новости не придают спокойствия: Арсений Яценюк уволил давнего председателя Госатомрегулирования Украины «по собственному желанию» и заменил его на недавнего менеджера компании «Энергоатом». Уволенный регулятор производил, по мнению германских партнеров, впечатление человека честного и компетентного.
Новый же глава Госатомрегулирования Украины пока смотрит на мир через призму своей бывшей компании, в том числе и по вопросам топлива для АЭС. «Остается только надеяться, что в вопросах регулирования атомной энергетики при принятии решений он будет руководствоваться анализом реальных рисков, а не политической конъюнктурой», - считает Борис Костюковский, заведующий отделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики Академии наук Украины.