В Бразилии растет неопределенность относительно результатов президентских выборов, намеченных на 5 октября 2014 года. Если сравнить результаты апрельских опросов общественного мнения с февральскими, становится понятно, почему это происходит.
1. Президент Бразилии, Дилма Русеф, уровень доверия к которой пока еще несколько выше, чем к ее правительству, теряет популярность по ряду причин. Среди них можно выделить высокий уровень инфляции, усугубляющийся резким подъемом цен на продукты питания, который может продолжиться в течение ближайших нескольких месяцев. Прогнозы относительно темпов роста национальной экономики на период до президентских выборов не очень благоприятны, но и не излишне пессимистичны. Уровень инфляции останется высоким, около 6,5%, что практически достигает верхних границ коридора официального прогноза, несмотря на жесткую валютную политику и попытки государственного воздействия на ценообразование. Экономический рост не превысит 2%. Уровень занятости останется достаточно высоким, хотя прогнозы относительно этого показателя ухудшились. В ближайшие месяцы ожидается рост безработицы: начались массовые увольнения на предприятиях автомобильной промышленности, что окажет влияние на ситуацию во всей отрасли.
2. Значительной критике подвергается экономическая, а также социально-политическая ситуация в стране. Возникает вопрос: будут ли введены ограничения на энергопотребление в ближайшие месяцы, и если да, то в какой степени. Дело в том, что Бразилия страдает от сильнейшей за последние полвека засухи, и запасы питьевой воды в стране находятся на минимальном уровне, сравнимом с 2001 годом, когда энергопотребление было лимитировано. Разница заключается лишь в том, что в настоящее время функционирует большее количество тепловых электростанций.
3. На фоне ухудшения социально-экономической ситуации в стране коррупционные скандалы приводят к росту недоверия к правительству и президенту, как в случае с бразильским нефтегазовым гигантом Petrobras. В правящей коалиции наблюдается раскол. По словам Мишеля Темера, вице-президента Бразилии и лидера Партии бразильского демократического движения (PMDB) – главного союзника Партии трудящихся (PT) в коалиции, поддерживающей Дилму Русеф, его партия не изменит своей позиции. Но некоторые региональные отделения партии поддерживают оппозиционных кандидатов, в частности - Аэсио Невеса (Aecio Neves), баллотирующегося от Партии бразильской социал-демократии (PSDB).
4. Падение рейтинга Дилмы Русеф, согласно опросам общественного мнения, усилило давление внутри Партии трудящихся с целью убедить представителей этой и других партий, входящих в состав правящей коалиции, в необходимости замены ее кандидатуры на президентских выборах бывшим президентом Бразилии Луисом Игнасио Лулой да Сильвой. По результатам всех опросов, с Лулой да Сильвой связывается уменьшение предвыборной неопределенности. Необходимо также принять во внимание, что его кандидатура вновь объединит партии, входящие в состав правящей коалиции и послужит толчком для привлечения национальных и иностранных инвестиций, что приведет к стабилизации политической и экономической ситуации в стране до проведения выборов.
5. В свою очередь, Дилма Русеф собирается вновь выставить свою кандидатуру на президентских выборах, а Лула да Сильва выражает ей всяческую поддержку, несмотря на свою растущую популярность на политической арене. Лула да Сильва дает понять избирателям, что Дилма является его преемником. В частности, он пытается убедить избирателей, чья поддержка представляет особую важность, например, предпринимателей, разочарованных интервенционистскими методами Дилмы, что в течение своего второго президентского срока она будет находиться под его контролем. Но в это верится с трудом, с учетом особенностей президентской системы государственного управления.
6. Замена кандидата – сложная политическая процедура, и новая предвыборная кампания несет в себе много рисков, которыми нельзя пренебречь в данной ситуации. Лула да Сильва всегда был дальновидным политиком. С его точки зрения, сейчас лучше все оставить на своих местах. Он прекрасно понимает, что помимо рисков, которым он может подвергнуться в процессе президентской избирательной кампании, связанных с так называемыми репутационными рисками, в случае победы на выборах, его имидж ухудшится, так как новый президентский срок вряд ли будет для него таким же успешным, как два предыдущих. Тем не менее существует вероятность, что Лулу да Сильву убедят в необходимости пойти на риск и заменить кандидатуру Дилмы Русеф, чтобы сохранить политический статус-кво.
В ближайшее время все решится. В июне кандидаты в президенты будут официально объявлены, и после этого политический риск замены кандидата возрастет в значительной степени. По моему мнению, вариант выставления кандидатуры Лулы да Сильвы на президентских выборах маловероятен, если только рейтинг Дилмы Русеф не продолжит стремительно падать. У правительства есть инструменты, чтобы замедлить этот процесс, и они уже пущены в ход. Накануне 1 мая, Дня международной солидарности трудящихся, президент Бразилии объявила об увеличении размера так называемой «Болса фамилиа» (семейной субсидии) - ежемесячных социальных выплат для людей с самым низким уровнем доходов, помимо других принятых мер по увеличению доходов рабочих по всей стране.
7. До последнего времени падение рейтинга Дилмы Русеф не отражалось в опросах общественного мнения. Но в конце апреля были опубликованы результаты опроса, где впервые было обращено внимание как на падение рейтинга Дилмы Русеф на 6%, так и на значительный рост популярности оппозиционных кандидатов. Рейтинг бывшего губернатора штата Минас Жерайс, сенатора Аэсио Невеса, баллотирующегося от Партии бразильской социал-демократии (PSDB), вырос более чем на 4%, а рейтинг кандидата от Социалистической партии Бразилии (PSB), бывшего губернатора штата Пернамбуко, Эдуардо Кампоса (Eduardo Campos), - на 2%.
8. По результатам опроса, проведенного Национальной конфедерацией транспорта, считающегося достаточно достоверным, за Дилму Русеф готовы отдать свои голоса 37% респондентов, за Невеса - 21%, и за Кампоса – 11%. Дилма Русеф продолжает пока одерживать победу в первом туре, набирая больше голосов, чем все остальные кандидаты вместе взятые, но впервые лишь с учетом статистической погрешности данных исследования. Процент респондентов, не поддерживающих ни одного из кандидатов остается высоким - 25%, то есть выше, чем когда-либо ранее. При открытом опросе общественного мнения, когда фамилии политиков не зачитывались, а назывались респондентами спонтанно, голоса распределились подобным образом, но гораздо в меньшем процентном отношении для каждого из кандидатов. Это свидетельствует о том, что бразильский электорат не един.
9. Нет сомнений в том, что претендентам на пост президента Бразилии предстоит второй тур выборов, если только правящая коалиция не выдвинет Лулу да Сильву в качестве своего кандидата. Но даже и в этом случае надо напомнить, что бывший президент Бразилии никогда не побеждал в первом туре. Очевидно, что рейтинг кандидатов от оппозиции повысится в августе, после проведения Чемпионата Мира по футболу, когда начнутся ежедневные телевизионные дебаты. Популярность Невеса и Кампоса возросла после их выступлений по радио и телевидению в апреле. Им была предоставлена редкая возможность увеличить свое присутствие в СМИ, составив конкуренцию Русеф.
10. Нет сомнений и в том, что предстоящие выборы будут самыми острыми в Бразилии с 1989 года, когда были объявлены первые прямые выборы президента Республики после окончания диктатуры. Только в то время электорат демонстрировал еще большую непоследовательность, а кандидатов в президенты было еще больше. Сложно представить себе, чтобы сейчас могла победить такая «темная лошадка», каким был Фернандо Коллор ди Мелло в 1989 году. Народ хочет перемен (по результатам всех опросов, 65% респондентов выступает за изменения политического курса), но борьба развернется между тремя кандидатами, интегрированными в политическую систему страны.
11. Сюрпризом может стать количество голосов, отданных против всех, которое, по результатам опросов, может вдвое превысить процент, зарегистрированный на предыдущих выборах. Это свидетельствует об общем недовольстве политической системой в стране. Парадоксально, что правящая Партия Трудящихся заинтересована в том, чтобы граждане, выражающие недовольство режимом, не явились на выборы вообще, так как большинство из них выступает против Дилмы Русеф, и их может быть гораздо больше тех, кто проголосует против Невеса и Кампоса.
12. Судя по всему, Невес – самый сильный кандидат от оппозиции, и он может вступить в жестокую борьбу с Дилмой Русеф во втором туре. Его партия лучше организована, а его родной штат Минас Жерайс – второй по численности избирательный участок в стране, намного больший, чем штат Кампоса Пернамбуко. Конек Кампоса – кандидатура вице-президента, предлагаемая в случае его победы. Речь идет о бывшем сенаторе Марине Сильве (Marina Silva) – политической фигуре, пользующейся наибольшей поддержкой разочарованного электората. Сможет ли она убедить своих сторонников в необходимости отдать свои голоса Кампосу?
13. В восьмидесятые годы политолог Адам Пшеворский (Adam Pzreworski) опубликовал статью под названием: «Люби неопределенность и станешь демократом». До октября в Бразилии все будут немного влюблены.