Правительство Великобритании предпринимает шаги, чтобы убедить европейские страны передать английским заводам техническое обслуживание военных самолетов. Согласно принятым обязательствам, инвестиции в 800 миллионов евро должны были поступить на завод в Камери. Теперь же говорят об «атлантической лояльности»
Но почему принципу атлантической лояльности должна следовать только Италия? При защите программы F-35 часто ссылаются на необходимость уважать соглашения, подписанные нашей страной в рамках атлантического договора. Президент Джорджо Наполитано не раз подтверждал верность этому курсу.
Но теперь оказывается, что наши союзники склонны интерпретировать принятые обязательства самым вольным образом. Они пытаются отнять у Италии единственную реальную возможность организовать производство, связанное с современными истребителями, и лишить ее инвестиций в 800 миллионов евро. Расходы на создание структуры уже оплачены нашими налогоплательщиками. Действительно, Великобритания предпринимает шаги, чтобы убедить европейские страны передать английским заводам техническое обслуживание военных самолетов F-35, нарушив тем самым обязательство поручить эту работу заводам в Камери (провинция Новара), построенным специально для этой цели.
Кажется, Лондон уже убедил Норвегию передать контракты пьемонтского завода на английскую базу Мархэм в Норфолке. Кроме того, Великобритания собирается убедить голландцев сделать то же самое. Министр обороны Филип Хэммонд заявил: «Мы обсуждаем вопрос с норвежцами, голландцами и другими европейскими странами, которые взяли на вооружение самолет, потому что речь идет о сложной системе и можно сэкономить на совместном сотрудничестве, осуществляя техническое обслуживание истребителей на военной базе Мархэм».
Британская инициатива может обернуться для Италии колоссальным обманом. Мы являемся единственной страной, которая решила собирать F-35 у себя на родине, остальные страны покупают самолеты на заводе американской фирмы Lockheed. Правительство в Риме также приняло решение построить государственный завод в районе военного аэропорта в Камери, где частные компании должны будут производить запчасти самолетов и осуществлять их сборку. Это обошлось государству почти в 800 миллионов евро. Такой расход оправдывается перспективой создания рабочих мест: в Камери намеревались собрать 85 истребителей-бомбардировщиков, предназначенных для Голландии. Предполагалось в целом собрать в пьемонтских ангарах 226 самолетов, но Италия снизила заказ до 90 машин, а Голландия — до 37, то есть в настоящий момент остается 127 машин, а в будущем их число может еще снизиться.
Несмотря на сокращение заказа, оставалось техническое обслуживание самолетов и изготовление запчастей. Это обеспечило бы персонал работой на двадцать лет вперед. Гуидо Кросетто, будучи замминистра обороны в правительстве Берлускони всячески продвигал создание этой структуры в Пьемонте с центром технического обслуживания машин в центре Faco, и говорил о рабочих местах и благе для региона в ближайшие сорок лет. Согласно оценкам, только техническое обслуживание европейских истребителей приносило бы Италии 200 миллионов евро в год. Великобритания собирается перехватить эти доходы.
Дело касается не только голландских и норвежских контрактов, но и контрактов на обслуживание американских эскадрилий сопровождения F-35 в Европе, Израиле и Турции. Доход мог бы достичь нескольких миллиардов евро. Без этих заказов завод в Камери рискует превратиться в храм в пустыне. В этом случае компания Maltauro из Виченцы, построившее завод, останется единственным выгодополучателем. Та самая компания, верхушка которой была только что арестована за взятки при получении подрядов на организацию Всемирной выставки ЕХРО-2015 в Милане.