Рост числа военных столкновений и проведение русскими сепаратистами 11 мая референдума в восточной части Украины со всей очевидностью доказывает тот факт, что кризисная ситуация, сложившаяся в этой стране, может перерасти в настоящую гражданскую войну.
После проведения 17 апреля четырехстороннего саммита в Женеве с участием России, Запада и временного украинского правительства, в ходе которого было достигнуто некое временное соглашение, многие наблюдатели надеялись, что критическая ситуация на Украине постепенно будет ослабевать. Однако этого не случилось. Напротив, восточный и юго-восточные регионы этой страны, в частности, города Донецк, Луганск, Краматорск и Харьков, стали ареной беспорядков и жестких столкновений между пророссийскими силами, милицией и правительственными войсками.
В ходе самых массовых противостояний, в Одессе на востоке Украины, 42 человека были убиты и свыше 170 получили ранения. Только в пожаре в одесском Доме профсоюзов погибло более 40 человек.
Более того, за последние несколько дней полувоенизированные формирования, занимающие пророссийскую позицию, захватили правительственные здания в более чем десяти городах восточной Украины. В связи с этим украинское правительство обвинило Москву в поставках оружия нападающим, однако Россия отвергает всякие обвинения в свой адрес.
Силы безопасности Украины тоже, в свою очередь, начали с апреля активное наступление на восточные и южные регионы страны, где живет преимущественно русское население, что привело там к массовому противостоянию с местными жителями. В ходе данных операций по меньшей мере 80 человек было убито и еще большее число участников военных столкновений с обеих сторон получило ранения. Военная операция с участием подразделений Министерства внутренних дел и недавно созданной Национальной гвардии продолжается до сих пор.
Между тем глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров на прошлой неделе отправился в Вену для участия в двухдневном саммите министров иностранных дел Совета Европы, посвященном украинскому кризису, однако и это заседание не привело ни к каким конкретным результатам.
Параллельно с этим 9 мая, годовщину победы России над нацистской Германией во Второй мировой войне, президент Владимир Путин отправился в Крым, чтобы тем самым продемонстрировать его принадлежность Российской Федерации.
Поездка Путина на полуостров, который только недавно вошел в состав России, вызвала острую реакцию со стороны Соединенных Штатов и западных держав. В своем заявлении Белый Дом назвал данный шаг «провокационным и ненужным».
После публикации сообщения о поездке в Севастополь российского президента официальный представитель Государственного департамента США Дженнифер Псаки заявила: «Крым принадлежит Украине. Мы не признаем незаконных действий России по отношению к полуострову».
Помощник Верховного представителя ЕС по иностранным делам Майкл Манн также выразил сожаление по поводу поездки Путина в Крым.
Одновременно с кровавым противостоянием между сторонниками России и теми, кто на юго-востоке Украины выступает за временное правительство в Киеве, 11 мая на этой территории прошел референдум, организованный пророссийскими силами.
Согласно новостным сводкам, по итогам плебисцита 90% его участников проголосовали за автономию восточного региона Украины.
После того, как Крым объявил о своей независимости от Киева, сепаратисты в Луганске и Донецке настойчиво продолжили свои манифестации, сформировав в итоге на своих территориях народные республики.
Несмотря на то, что западные страны считают Россию главным пособником сепаратистов на востоке Украины, на прошлой неделе российский президент обратился к украинским инсургентам с просьбой отложить проведение у себя референдума. Однако те все же решили настоять на своем.
Из сложившейся ситуации можно сделать два конкретных вывода. Во-первых, несмотря на преобладание русских граждан в рядах сепаратистов, ратующих за отделение восточной части Украины, и их естественную тягу к исторической родине, у самой России мало влияния на эту часть населения. Во-вторых, Украина имеет все шансы вступить в новую фазу противостояния и оказаться ареной гражданской войны.
Идет ли сейчас на Украине гражданская война?
Последние две недели доказали провал предварительного Женевского соглашения, заключенного в апреле между США, Россией, Европейским Союзом и временным правительством Украины, ведь на протяжении всего этого времени пророссийски настроенная часть восточноукраинского населения захватывало государственные учреждения одно за другим, при этом милиция и временное правительство ничего не могли против этого сделать.
Одновременно с провалом Женевского соглашения и усилением беспорядков на востоке и юге Украины, Соединенные Штаты и их европейские союзники ввели против российских чиновников второй этап санкций. На дипломатическом уровне Россия прореагировала на этот шаг довольно сдержанно, однако на практике это привело к увеличению поставок военной техники в Крым и эскалации противостояния между пророссийскими силами и украинской армией на земле и в воздухе.
Так, информационные агентства сообщили, что 5 мая, в канун проведения заседания Совета Европы, российскими полувоенными формированиями был подбит уже третий военный вертолет украинской армии. Данный факт с еще большей очевидностью свидетельствует о том, что глубокий политический кризис на Украине переходит в стадию гражданской войны.
Параллельно с этим рост насилия в этой стране повлиял на риторику международной дипломатии. Так, даже сдержанные европейские государства, например Германия, уже сейчас говорят о возможности начала войны на Украине, где проживают 45 миллионов человек.
На прошлой неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в своем интервью журналистам четырех европейских газет заявил: «Кровавые события в Одессе доказали, что мы находимся лишь в нескольких шагах от военного противостояния».
С другой стороны, европейцы, отчетливо внявшие за последние две недели угрозе начала гражданской войны на Украине, пытаются уклониться от участия в жесткой конфронтации между Россией и США. Конечно, Европа в большинстве случаев традиционно остается приверженной своим межатлантическим связям с Соединенными Штатами. Между тем угроза гражданской войны на Украине может затронуть европейцев гораздо больше, чем это принято считать. Именно поэтому в ходе венского саммита министров иностранных дел Совета Европы лидеры европейских стран пытались найти компромисс между Москвой и временными киевскими властями.
По информации сайта арабской телекомпании Al Jazeera от 6 мая, министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с инициативой пригласить представителей пророссийских вооруженных группировок на международные переговоры в Женеве, посвященные украинской тематике. В беседе в журналистами он отметил следующее: «Протестующие хотят, чтобы их голос был услышан. Они желают иметь равный голос в решении будущего своей страны».
В ответ на инициативу своего российского коллеги министр иностранных дел Украины Андрей Дещица заявил: «Этим людям нечего делать на переговорах, потому что мы в качестве украинского правительства представляем все регионы страны».
В связи с этим складывается впечатление, что со столь стремительным развитием событий на Украине, когда на фоне непрекращающихся военных столкновений в восточных регионах проходят референдумы, нынешний кризис в этой стране достиг своего максимума и с каждым днем все больше перетекает в гражданскую войну.
Выводы
В эти дни ситуация на Украине меняется буквально каждую минуту. Если еще некоторое время тому назад переговоры в Женеве оставляли хоть какую-то надежду на урегулирование кризиса в этой стране, то после событий в восточной ее части и в Одессе, где произошел ряд кровавых столкновений, а вслед за ними состоялись референдумы о самоопределении, стало очевидно, что поляризация на Украине развивается по сценарию военного противостояния.
Гибель более 40 человек в ходе противостояния в Одессе, а затем события в Донецкой области доказали, что политический кризис и размежевание на Украине в настоящий момент переходят в стадию военной конфронтации, итогом которой является гражданская война.