Крошечная часть Белоруссии находится по другую сторону границы, в Европейском Союзе. Она занимает несколько лекционных аудиторий в университете на севере Вильнюса, столицы Литвы, и четыре этажа административных зданий в историческом центре города. Эти считанные квадратные метры — вся территория, что принадлежит изгнанным из Минска белорусским интеллектуалам. С Европейским гуманитарным университетом связаны все мечты Анатолия Михайлова. После распада СССР этот профессор немецкой философии решил вывести свое новообразованное государство из академической пустыни.
«В те времена мы были так наивны, — вспоминает ректор. — Мы думали, что развала Советского Союза будет достаточно, чтобы прочертить новый путь. Все в стране мечтали стать банкирами или бизнесменами. В 1992 году я открыл в Минске Европейский гуманитарный университет, чтобы освободить умы от старой идеологии и зарождавшейся материалистической горячки. Я думал, что возврат к основам европейской цивилизации поможет придать нашей политике новую нравственность и новые взгляды».
За первые 12 лет работы Анатолий Михайлов с коллегами завоевали солидную репутацию, тогда как Белоруссия постепенно превращалась в диктатуру усилиями президента Александра Лукашенко. И власти не могли долго мириться со свободой в вузе. В 2004 году ректора заставили подать в отставку, а университет лишили лицензии.
Автобус, поезд, автостоп
Во время двухнедельной поездки за границу Анатолий Михайлов понял, что ему стоит там остаться. Он так и не вернулся в Минск, но в 2005 году все же смог воссоздать ЕГУ рядом с Белоруссией. Университет стал частным (основная часть финансирования — это пожертвования) и расположился в Вильнюсе, в 30 километрах от белорусской границы и менее чем в 200 километрах от столицы страны. Восточная часть Литвы буквально пропитана общей историей.
Эта близость облегчила жизнь 500 студентам, которые решили ездить учиться (на автобусе, поезде и автостопом) в Вильнюс (еще 800 предпочли удаленную учебу). Пограничный контроль повторяет репрессивный цикл режима Лукашенко. Он достигает пика раз в пять лет с приближением президентских выборов, но затем вновь слабеет.
Мария Сляпцова — студентка третьего курса на факультете международного права. Раз в месяц она возвращается в Минск повидать родителей, которые не сразу узнали, что она перебралась в Вильнюс. «Я не хотела, чтобы они волновались, потому что я и так уже потеряла два года в государственном университете, — говорит она. — Меня удивило, как хорошо они все восприняли. Они поддерживают режим и знают, что я против него, но не сомневаются, что я смогу хорошо устроиться после учебы».
Живущие в Витебске близкие Андрея Лахуну с первого курса политологии беспокоились не в пример дольше: «Они видели по телевизору пропаганду, в которой ЕГУ называют рассадником шпионов и будущих террористов. Их волновали возможные ответные меры. Но в конце концов они успокоились, потому что ничего не случилось». В университете ничего не слышали о притеснениях семей студентов. «По всей видимости, режим Лукашенко смирился с нашим существованием, — говорит заместитель ректора ЕГУ Дариус Удрис. — Он поливает нас грязью, но не пытается нам навредить».
Учебная жвачка
Как бы то ни было, никто из студентов не жалеет, что им приходится на время уехать из дома. Наоборот, это позволяет им переступить ментальные границы белорусского образования: их родина до сих пор остается единственным большим государством на континенте, которое еще не вступило в Болонский процесс сближения образовательных систем. «В Минске мой преподаватель экономики очень гордилась своими старыми пожелтевшими листками времен СССР, — рассказывает Мария Сляпцова. — Она вот уже 20 лет читает одно и то же на лекциях. Там обучение сводится к постоянному пережевыванию бесконечных уроков. Здесь же учеба открывает наш разум и помогает сформировать собственное мышление».
Некоторые белорусские студенты совмещают учебу с протестной деятельностью против режима Лукашенко. Мария Сляпцова в свои 24 года уже несколько раз успела побывать наблюдателем на выборах на родине. По окончанию учебы она намеревается заняться правозащитной деятельностью. Андрей Лахуну тоже хочет вступить в программу наблюдателей.
Оказавшийся в изгнании ЕГУ способствует развитию все большего числа организаций, которые помогают противникам минской диктатуры. Расположенная за границей ЕС и оборонными рубежами НАТО столица Литвы становится чем-то вроде неофициального центра другой Белоруссии, которая бросает вызов Александру Лукашенко. Недавно к местным НКО начали присоединяться российские организации, которые недовольны авторитарным уклоном в развитии режима Владимира Путина и не чувствуют себя в безопасности в Москве и Санкт-Петербурге. Такая концентрация протеста лишь подчеркивает новую характеристику города. В последние годы Вильнюс занял место Вены времен холодной войны. В Литве ЕС обрел свою новую шпионскую столицу.