Заместитель главы Министерства спорта и молодежи Ирана по вопросам молодежной политики заявил: «К сожалению, по сравнению с ситуацией тридцатилетней давности отношения между девушками и юношами в нашей стране стали возникать в три раза чаще. Их начало относится еще к периоду обучения на низшем или среднем уровне школы (шестой — восьмой классы), а характер таких отношений может быть как платонический, так и сексуальный, при этом довольно часто связь поддерживается сразу с несколькими партнерами».
По сообщению иранского информационного агентства ISNA, Махмуд Гользари, выступая на Седьмом общегосударственном семинаре по психологическому благополучию студентов в Технологическом университете Исфагана, отметил, что близкие и интимные отношения с противоположным полом в юном возрасте чреваты многими проблемами. В частности, чиновник сообщил следующее: «Я столкнулся с этой проблемой, когда еще 30 лет тому назад работал на одной радиостанции и принимал участие в создании передачи, посвященной проблемам молодежи. Тогда мы обращались к нашим молодым слушателям с просьбой присылать свои письма и рассказывать, с какими проблемами им приходится сталкиваться. Однако когда речь заходила о взаимоотношениях с противоположным полом, как психолог я не знал, какую тактику поведения выбрать, так как в научной литературе по психологии об этом ничего не писали. Поэтому мы решили внимательно изучать то, что присылали нам наши слушатели».
Гользари рассказал, что 85% писем поступало от девушек в возрасте 14 — 25 лет, а остальные - от юношей не старше 18 лет, и добавил: «Проанализировав их тщательным образом, я вывел ряд отрицательных последствий таких отношений и зачитал их в радиоэфире».
Сообщив о том, что тогда его передача вызвала большой интерес у аудитории, он добавил: «В одном из педагогических журналов я опубликовал свою статью „Огненная любовь“, в которой проанализировал отношения с противоположным полом, однако в ответ на нее последовало большое количество критики. Дошло даже до того, что для дачи объяснений меня вызвал к себе тогдашний министр образования господин Наджафи». Заместитель министра по вопросам молодежной политики также рассказал, что после состоявшейся беседы с представителями Министерства образования и Министерства науки было принято решение проанализировать ситуацию в данной области, и отметил: «За эти годы было написано свыше 40 диссертаций на эту тему».
Далее Гользари сослался на отчеты Министерства образования о том, что 40% иранских учащихся поддерживают отношения с противоположным полом с 14 лет, и добавил: «До сегодняшнего дня к этой проблеме было принято подходить с двух сторон. Первый способ состоял в том, чтобы требовать от специалистов объяснить такое явления и предложить метод борьбы с ним. Что касается второго способа, то его часто практиковали при прежнем правительстве. Так, на одном из частных совещаний с представителями организации по опеке, где я выступал в качестве докладчика, некий журналист зафиксировал мое выступление и без моего ведома предал его огласке, после чего в мой адрес посыпались угрозы и разного рода жалобы».
Гользари, известный практикующий психолог, также указал, что тогда министр образования не проявил по отношению к нему должного интереса, и добавил: «Я отправил ему письмо, в котором написал, что, в отличие от него, занимаюсь изучением данного вопроса уже 20 лет».
В продолжение своего выступления замминистра сообщил о том, что в прошлом году, после анкетирования семи тысяч молодых девушек и юношей, его ведомство получило весьма тревожные данные о положении дел в иранских школах. В частности, он заявил: «Мне не хотелось бы приводить точную статистику, однако учителям и родителям школьников необходимо разъяснять вопросы, касающиеся отношений между полами». Указав на то, что на существующую проблему никак нельзя закрывать глаза, Гользари особо подчеркнул: «Руководство страны и все те, кому не безразлична ее судьба, должны воспользоваться итогами работы в этой области, проведенной психологами и консультантами».
Заместитель министра спорта и молодежи отметил, что, с точки зрения психологии, дружба является вполне нормальным явлением и на нее не налагается каких-либо ограничений, и продолжил: «Дружба между девочкой и мальчиком имеет несколько этапов. В детстве они довольно близко общаются, но в начальной школе их отношения ослабевают. В подростковом возрасте и с достижением совершеннолетия они уже тянутся друг другу естественным образом. Это явление вполне закономерное, и его можно сравнить с изменениями в человеке, которые происходят в период его взросления, ведь точно также меняются его рост, вес, интеллект и умственные способности». Переходя к вопросу о том, как принято относиться к таким проблемам с точки зрения исламской религии, Гользари высказал такое мнение: «Если взглянуть на это с религиозной стороны, то получается, что Господь, разделяя мальчиков и девочек в начальной школе, вновь сближает их уже в подростковом возрасте».
Особо выделив тот факт, что такое сближение относится к числу вполне естественных процессов и его не стоит подавлять, он заявил следующее: «Одна часть людей предпочитает не задумываться об этом, другая считает, что подобные явления — это признак модернизации, однако и первые, и вторые сильно заблуждаются».
Касаясь точки зрения на эту проблему, распространенную среди ученых, психолог отметил: «В научных кругах не принято мириться с реформистскими заявлениями, критическим противостоянием или запретами. Напротив, там убеждены, что данную проблему надо решать на профессиональном уровне, подходя к ней с разных позиций, в частности, религиозных и научных».
Подвергнув критике западные стандарты, он заявил: «В западном обществе родителям рекомендуется внушать своим детям в возрасте от 13 до 17 лет мысль о том, чтобы их отношения с противоположным полом не переходили на сексуальный уровень. Поэтому от взрослых ожидается, чтобы они контролировали этот аспект жизни своих детей. Однако статистика показывает, что тысячи девушек-подростков оказываются беременными уже в 15 лет».
Заместитель министра спорта и молодежи продолжил: «Западная культура также пропагандирует идею о сохранении верности одному партнеру после заключения с ним брака, но и это не улучшает ситуацию, являясь ошибочным путем. Мы тоже не должны идти по пути запретов на обсуждение темы отношений с противоположным полом».
Переходя к практическому решению проблемы, Гользари отметил следующее: «Необходимо изучить феномен противоположного пола и имеющиеся о нем мнения, а также проводить воспитательную работу с девушками и юношами, пока те еще учатся в школе и не поступили в институт, не оставляя в стороне и их родителей».
Подчеркнув тот факт, что девушки больше поддаются образовательному воздействию, чем юноши, он также заявил: «Мы не должны забывать о непосредственном воспитании нашей молодежи. Образование — это не создание чувства вины или страха, но и не бесстыжее просвещение, затрагивающее абсолютно все вопросы». Заместитель министра спорта и молодежи добавил: «С молодыми людьми необходимо разговаривать на упрощенном научном языке, при этом педагогической работой следует заниматься и с их родителями. Нам бы также хотелось, чтобы Министерство образования отказалось от прежних методов и начало проводить воспитательную работу с подростками». Затронув роль в этом вопросе высшей школы, Гользари отметил: «Высшим учебным заведениям также необходимо заниматься воспитанием в этом вопросе. Когда-то я, конечно, говорил, что институт — это подходящее место для того, чтобы найти себе пару, за что и терпел массу критики. Однако мы должны помнить, что молодые люди сдают вступительные экзамены в вуз не для того, чтобы жениться или выходить замуж, а чтобы получать знания». Завершая свое выступление, он подчеркнул, что молодежь, особенно юношей, необходимо учить правильным критериям создания семьи, и заявил: «Я убежден, что воспитательная работа на уровне высшего образования поможет урегулировать отношения молодых людей с противоположным полом».