Киев, Украина — Участники первого раунда переговоров о национальном единстве Украины в среду 14 мая опустились до дешевых театральных поз и обвинений, не демонстрируя никаких признаков дипломатического прорыва в самом напряженном со времен холодной войны противостоянии в этом регионе.
Хотя эту дискуссию активно поддерживает Запад и, по всей видимости, даже Россия, переговоры в их нынешнем виде вряд ли окажут незамедлительное влияние на деэскалацию насилия в восточной части Украины. Во время круглого стола премьер-министр Арсений Яценюк выдвинул предложение о предоставлении более обширных полномочий украинским регионам. Однако он и прочие члены временного правительства в Киеве лишили места за столом переговоров пророссийских сепаратистов, которые захватывают административные здания на востоке и противостоят украинской армии в ходе смертоносных стычек.
«Мы будем вести диалог только с теми, кто не стреляет и не убивает граждан», — заявил Яценюк.
Однако некоторые политики с востока, не доверяющие новому правительству, все же приехали в Киев, где вступили в контакт с временными руководителями, двумя бывшими президентами и представителями украинских религиозных и деловых сообществ. Переговоры показывают в прямом эфире на парламентском телеканале, что застало некоторых ораторов врасплох, а также придало дискуссии характер некоего политического театра.
Эти переговоры больше, чем все остальное, продемонстрировали глубокую пропасть между теми украинцами, которые поддерживают временное правительство, и теми, кто его не поддерживает. Его сторонники постоянно заявляли, что беспорядки и недоверие на востоке инспирируют исключительно российские агенты. Возмущенные жители восточных областей, между тем, отметили, что такие заявления доказывают лишь одно: киевские руководители живут в отрыве от русскоязычного населения востока, которое с большой подозрительностью отнеслось к прозападному восстанию, приведшему в феврале к власти временное правительство.
Во время переговоров политик из восточного города Харькова Инна Богословская сказала, что некоторые люди в ее области даже не понимают новости на украинском языке и фильмы с украинскими субтитрами. Видимо, указывая на отсутствие за столом переговоров сепаратистов, она отметила, что руководству в Киеве следовало пригласить к разговору «всех».
«Вы хотите сказать, что мы должны пригласить сюда сепаратистов, русских?» — спросил бывший украинский президент Леонид Кравчук, поддерживающий временное правительство.
«Они - тоже жители Украины!» — парировала Богословская.
Спустя 2 с половиной часа после начала переговоры были остановлены, а их участники принципиально договорились провести в предстоящие дни новый раунд круглого стола в Донецке, который стал горячей точкой на востоке, потому что там сепаратисты захватили все основные здания. Однако Кравчук заколебался, заявив о проблемах безопасности.
«Мы же не хотим потерять половину участников круглого стола на обратном пути», — заявил он.
Но вызывает сомнения то, что пророссийские сепаратисты согласятся присоединиться к участникам дискуссии, даже если их пригласят. Некоторые лидеры сепаратистов из Славянска и Луганска отказываются от переговоров с киевскими властями, считая их незаконными. Другие говорят, что их никто не приглашал.
Тем не менее, прошедший в среду круглый стол положил начало неуверенному процессу переговоров, которые проводятся под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этот орган со штаб-квартирой в Вене входят страны Европы, а также США, Россия и другие государства. Мирный план ОБСЕ предусматривает прекращение насилия всеми сторонами. В обмен на амнистию сепаратисты должны сложить оружие. Обе стороны должны начать переговоры по ряду взрывоопасных вопросов, включая децентрализацию власти и правовой статус русского языка.
Но в среду по большей части вопросов участники круглого стола прошлись лишь вскользь, а некоторые вопросы, такие, как амнистия, вообще не обсуждались.
Официальные лица в Москве несколько смягчили свои позиции, по крайней мере, публично. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телеканалу Bloomberg Television отметил, что Украина, как никогда, близка к гражданской войне, а также подчеркнул, что любые попытки ее правительства вступить в НАТО станут «проблемой» для Москвы.
Вместе с тем, Лавров заявил, что Россия не намерена направлять свои войска в восточную Украину, хотя Запад опасается, что Москва вторгнется туда после назначенных на 25 мая выборов президента и мэров.
Лавров подробно остановился на глубоких исторических и «психологических» связях России и Украины. Он даже заявил, что русские не считают себя там иностранцами. Однако министр отказался прямо ответить на вопрос о том, будет или нет Россия аннексировать новые территории Украины, назвав этот вопрос «гипотетическим». Россия аннексировала автономный украинский регион Крым в марте после поспешно организованного там референдума.
В то же время, обстановка на востоке Украины остается напряженной. Вооруженные люди в Краматорске проникли на Новокраматорский машиностроительный завод и увезли оттуда тяжелую строительную машину (видимо, речь идет об инженерной машине разграждения — прим. перев.). Был похищен, а позднее освобожден проукраински настроенный директор школы. Вооруженные люди в масках также похитили главу районной избирательной комиссии.
Днем ранее украинский министр обороны сообщил, что под Краматорском в ходе одного их самых кровопролитных боев за все время конфликта были убиты шестеро военнослужащих. Министерство также заявило о гибели в ходе этого боя одного боевика и ранении еще четверых. Местные средства массовой информации сообщают, что седьмой украинский солдат скончался от полученных ранений, однако данное сообщение пока не нашло подтверждения.
Аналитики в Киеве признаются, что трудно себе представить такую ситуацию, в которой сепаратисты сложат оружие, не получив при этом место за столом переговоров. Однако противодействие приглашению этих людей к дискуссии очень сильно.
«Мы готовы обсуждать вопросы, но для тех, кто вооружен и пытается воевать с собственной страной, кто держит в руках оружие и пытается диктовать свою волю, или лучше сказать, волю другой страны, для них у нас будут другие методы», — сказал в начале круглого стола исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов.
При участии Эбигейл Хауслонер (Abigail Hauslohner).