Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва, Пекин и их маленькие соседи

© REUTERS / Nguyen MinhКорабли китайской береговой охраны рядом с нефтяной платформой HD-981 в Южно-Китайском море
Корабли китайской береговой охраны рядом с нефтяной платформой HD-981 в Южно-Китайском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что общего у появившихся в Крыму «маленьких зеленых человечков» и огромного плавучего чудища, которое возникло в мае в Южно-Китайском море? Этот вопрос способен заинтересовать не только любителей научной фантастики. Он носит стратегический характер. И люди в зеленом и монстр иллюстрируют подъем России и Китая в современном мире и их противостояние с США.

Что общего у появившихся в Крыму «маленьких зеленых человечков» и огромного плавучего чудища, которое возникло в мае в Южно-Китайском море? Этот вопрос способен заинтересовать не только любителей научной фантастики. Он носит стратегический характер. И люди в зеленом и монстр иллюстрируют подъем России и Китая в современном мире и их противостояние с США. Они рассказывают одну и ту же историю, историю многополярного мира начала этого века, который может оказаться весьма опасным.

Нам уже удалось многое узнать о «маленьких зеленых человечках». Это бойцы элитных российских подразделений с масками на лицах и в военной форме без опознавательных знаков. Они появились не только в Крыму, но и на востоке Украины. Они — солдаты модернизированной и обновленной армии, которая прославляется как символ возвращения России на международную арену. Они — инструмент украинской политики Владимира Путина.

Захват Крыма, который, безусловно, и сам к этому стремился, стал серьезным предупреждением для США и Европейского Союза. В послании есть два момента. Первый: Россия непременно скажет свое слово в ближнем зарубежье и в частности на Украине. Второй: если кто-то в этой зоне бросит ей вызов и окажет сопротивление, за это придется поплатиться. Причем весьма дорого: вдохновленный крымским прецедентом русскоязычный восток страны день за днем, с референдумом или без него, катится по направлению к гражданской войне.

В тот же самый момент в тысячах километров оттуда, где-то в Южно-Китайском море появилась гигантская нефтяная платформа. Это груда металла на четырех красных поплавках обосновалась в спорных территориальных водах. С начала мая нефтяная платформа HD-981, краса и гордость китайского госпредприятия CNOOC, находится у Парасельских островов, права на которые оспаривают друг у друга Китай и Вьетнам.

HD-981 продвинулась вперед под прикрытием порядка 60 кораблей китайской береговой охраны. Перед ними выстроилось столько же вьетнамских судов, которые отправил Ханой, чтобы помешать движению платформы. Но китайскую армаду было не остановить. Она пришла установить HD-981 в зоне, которая является предметов давних споров двух стран. Китай диктует свою волю.

На той же неделе Всемирный банк заявил, что Китай станет первой экономической державой планеты даже раньше, чем ожидалось, уже через один-два года. Пекин ощущает собственную силу. Платформу он направил в точно рассчитанный момент, после визита в регион Барка Обамы. Президент США хотел тем самым придать уверенности азиатским друзьям и союзникам. Америка как тихоокеанская держава намеревается добиться соблюдения принципа мирного урегулирования споров. Однако одностороннее решение Си Цзиньпина отправить HD-981 в спорную зону сразу же после визита Обамы стало фактическим вызовом его американскому коллеге. Вашингтон получил предупреждение: Китай — хозяин в своих водах.

У специалистов есть сомнения насчет наличия углеводородов у Парасельских островов. По всей видимости, HD-981 играет в первую очередь роль глашатая мощи китайской империи. Послание полностью совпадает с тем, что несут «маленькие зеленые человечки» в украинских степях. Москва и Пекин хотят быть хозяевами на своем заднем дворе, то есть в «ближнем зарубежье», прилегающем регионе, где их «естественное» или даже «историческое» господство не может быть никем оспорено. В некотором роде это российская и китайская версии доктрины Монро. Пятый президент США республиканец Джеймс Монро установил простое правило: Вашингтон не потерпит европейского военного присутствия в Америке.

После распада СССР Россия была слишком слаба, чтобы помешать расширению НАТО на постсоветском пространстве. Сегодня все по-другому, говорит Владимир Путин. И неважно, что НАТО не собирается принимать в свои ряды Украину. Уже сам факт того, что Киев ведет переговоры о торговом партнерстве с Европейским Союзом, воспринимается как недопустимое посягательство Запада на российские рубежи.

Если Москва хочет получить право вето в украинских делах, Пекин стремится оставить за собой последнее слово в целой череде территориальных конфликтов с соседями по тихоокеанскому региону, от северных до южных, от Японии до Вьетнама. Китай требует суверенитета над практически всеми островами в его водах. И называет «провокацией» давно подписанные оборонные соглашения США с рядом стран региона, начиная с той же Японии.

Даже если отложить в сторону названные Москвой и Пекином причины, нужно признать, что в обоих случаях международные нормы были осмеяны (Украина) или грубо искажены (Южно-Китайское море). ООН парализована точно так же, как во времена холодной войны. Европа расписалась в своей неспособности играть серьезную стратегическую роль. США, единственные, кому еще по силам сыграть роль «робокопа», защитника норм, охвачены сомнениями. Они вводят санкции, выражают протесты. Но их международной легитимности брошен вызов со стороны развивающихся держав. Пошатнуло ее и поведение самих США: война в Ираке, обстрелы с беспилотников, прослушка АНБ и т.д. Судя по событиям последних недель, многополярный мир, как и ожидалось, оказался миром, где играют мускулами.