Его считают врагом США и одним из самых могущественных людей в России. Товарищ Путина Владимир Якунин спорит в Берлине с представителем СДПГ Маттиасом Платцеком (Matthias Platzeck) по поводу ситуации на Украине, «вульгарного этнофашизма» и бороды Кончиты Вурст.
Владимир Якунин поднимает правую руку, выпрямляет указательный палец и упирается им себе в висок. Во всем мире это жест считается выражением собственного мнения о чьем-то сумасшествии. Якунин – один из самых влиятельных людей в России, глава компании «Российские железные дороги» и уже без малого 20 лет входит в ближайший круг доверия президента Владимира Путина. В США его недавно внесли в «черный список» лиц, против которых за океаном введены санкции.
Сейчас же он сидит на сцене в конференц-зале отеля, расположенного в самом центре Берлина. Он был приглашен для участия в Немецко-Российском форуме и Международном форуме «Диалог цивилизаций», председателем которого Якунин является.
Австрийский эксперт по европейским проблемам Вальтер Швиммер (Walter Schwimmer) только что обратил внимание Якунина на то, что Кончита Вурст, победительница состоявшегося на днях конкурса «Евровидение», получила пять баллов благодаря зрителям из России.
Якунину это не нравится, и описанный выше жест свидетельствует об этом.
«Имеет место антироссийская истерия»
Украина стоит на пороге гражданской войны. Отношения России и Запада переживают серьезный спад. А Якунин говорит о «бородатой женщине» из Австрии.
«Уже раздаются призывы: «Мужики, брейтесь, не будьте, как бабы»!», возмущается Якунин и добавляет, что те, кто не аплодировали этой женщине, на Западе считаются «противниками демократии». После этого он сразу переходит к спорному закону, который запрещает в России пропаганду гомосексуализма. В 16 лет подростки еще не успевают определиться со своей сексуальной ориентацией, говорит Якунин. По его словам, это доказано врачами. Именно этих детей и призван защитить данный закон. Некоторые из присутствующих в зале качают головами.
На Западе много критикуют это закон. Якунин считает, что за этим кроется нечто большее. «Вульгарный этнофашизм вновь стал частью нашей жизни», говорит он. По его словам, на Западе разразилась настоящая «антироссийская истерия». Изначальное определение понятия «демократия» «не имеет ничего общего с бородатыми женщинами – демократия означает господство народа», добавляет Якунин.
После встречи пропасть только углубилась
Сидящий справа от Якунина Маттиас Платцек откидывается в своем кресле. Бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург с недавних пор является сопредседателем Немецко-Российского форума. Это мероприятие должно способствовать укреплению взаимопонимания. Форум, конечно же, настроен по отношению к России очень доброжелательно. Однако после этой встречи, пропасть, разделяющая стороны, похоже, стала лишь еще глубже. Возможно, Платцек уже в этот момент понимает, что до «общей системы ценностей» Европы и России еще очень и очень далеко.
Платцек признается, что «немного расстроен». По его словам, одним из основополагающих прав человека является право жить, как он хочет и с кем хочет. Новый российский закон хотя и не запрещает гомосексуализм, но создает в стране предпосылки для страхов. «При всей симпатии к России я вынужден констатировать, что это разрушает основы человеческого сосуществования», говорит он.
Заметно, что Платцек старательно подбирает слова, чтобы не они не звучали слишком резко. Он не хочет обижать российского гостя. Он не хочет также углубляться в дискуссию о том, на ком лежит основная вина за кризис, разразившийся на Украине. Платцек предлагает для начала «сделать перерыв», а выявить виноватых и невиновных, по его словам, можно и позже.
Но на одном он стоит твердо: прежде чем состоится «круглый стол» по Украине, необходимо выяснить, кто виноват в многочисленных жертвах на Майдане, в Одессе и на востоке Украины. Без этого расследования раны, образовавшиеся от этих многочисленных смертей, не затянутся никогда. И лишь затем возможно, «что мы вновь о чем-то договоримся», предупреждает Платцек. Нужны основные правила, которые должны соблюдаться всеми. «Всеми, на всех уровнях», подчеркивает он.
В этой связи не приходится говорить ни о какой романтике, продолжает Платцек. Весь романтизм, по его словам, испарился за 25 лет, прошедших после геополитических изменений в Восточной Европе. «В политике всегда можно говорить только и исключительно об интересах, но не о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой», добавляет он. Но и эти интересы требуют наличия определенных правил игры.
По всем вопросам, кроме «гомофобного» закона, Якунин соглашается с Платцеком. По его словам, он готов подписаться под каждым из остальных тезисов. Однако сразу после этого начинает вербальную атаку против Запада, который-де позволяет США вешать ему «лапшу на уши». «Благополучие ЕС зависит от того, станет ли он плясать под дудку США», констатирует он.
Якунин хочет поговорить о справедливости и дает понять, что чувствует несправедливость, в том числе, и по отношению к нему самому. В США его объявили «врагом государства» и включили в «черный список» антироссийских санкций. По его словам, это абсурд, потому что у него просто нет имущества за рубежом.
Кроме того, в России никто даже представить себе не мог, что на «братской Украине» возможно такое кровопролитие, продолжает Якунин. «Только невежественные люди считают, что Россия и Украина – два разных народа», говорит он и подчеркивает, что это не так: «Обе страны являются, по сути, единым организмом, одной семьей, с точки зрения цивилизации».
Платцек настаивает на «минимальной чуткости»
А вместо этого Запад, по словам Якунина, следует только за США, в том числе, и когда речь заходит о международно-правовых нормах. В настоящий момент он следует лживому изменению правовых основ совершенно особенной державой, которая таким образом заботится о собственных интересах», считает Якунин. Резюмировать его мнение можно так: сейчас прекрасное преподносится уродливым, а уродливое - прекрасным.
Платцек, в свою очередь, призывает к «хотя бы минимальной чуткости» по отношению к интересам сторон. Он сказал, что был бы рад, если бы Россия также начала признавать собственные ошибки, и добавил, что Германия и ЕС это уже делают.
Среди прочего Платцек признает, что ЕС чрезмерно активно настаивал на том, чтобы Украина сделала однозначный выбор между ЕС и Россией. Что в последние годы Запад слишком мало интересовался Россией и часто пренебрегал ее мнением. Теперь же, по словам Платцека, хотелось бы, чтобы Россия также продемонстрировала «немного самокритичности», чтобы стороны могли продолжать полноценный диалог. Таким образом, он предлагает Якунину назвать ошибки, которые Россия, по его мнению, совершила.
Якунин, однако, отказывается. Ошибкой многих, в первую очередь, молодых россиян, по его словам, была вера в то, что Запад будет обращаться с ними, как с равными. «Но теперь они замечают, что мир не принимает их», говорит он.
Что же касается событий в Крыму, то Якунин отказывается признать нарушение международно-правовых норм в той ситуации и перечисляет нарушения норм со стороны других стран за минувшие десятилетия.
Платцеку это не нравится. Теперь он четко и ясно говорит, что не может согласиться с такими «сантиментами». Только потому, что кто-то трижды совершил кражу, другие не должны позволять себе тоже красть, добавляет он.
Якунин как будто понимает это и вдруг признает, что аннексия Крыма стала «нарушением существующих правил и международно-правовых норм». Но затем он вновь говорит о том, что-де 98 процентов жителей Крыма проголосовали на референдуме за присоединение к России, и об этом нельзя забывать. И что никто не должен думать, что референдум прошел не по правилам.
Платцек, несомненно, не оставит попыток «достучаться» до русских. По его словам, переговоры – это лучше, чем чья-то смерть. Весь вопрос в том, чтобы русские смотрели на эту проблему аналогичным образом.