Рабочие металлургического комбината на востоке Украины, очевидно, превратились в ту силу, с которой необходимо считаться, и захватили город Мариуполь на юге Донецкой области, выбив оттуда пророссийские силы, что стало весьма неприятной новостью для Владимира Путина. По крайней мере, так звучит та умеренно оптимистичная версия событий, которую передает издание New York Times:
«В четверг тысячи рабочих металлургического комбината прочесали Мариуполь, установив контроль над улицами города и вытеснив прокремлевских ополченцев, которые до недавнего времени, казалось, консолидировали рычаги власти в своих руках. Этим шагом они нанесли поражение России и, возможно, изменили ход событий в восточной части Украины».
Но действительно ли это можно назвать народовластием в действии? Все не так просто. Один из заголовков на ленте Reuters свидетельствует о том, что его репортеры, по всей видимости, несколько лучше понимают, что там на самом деле происходит: «Перед лицом угрозы своему состоянию самый богатый житель Украины решает вмешаться в борьбу» (Fortune threatened, Ukraine’s richest man joins the fray). Ниже приведен ключевой отрывок этой статьи:
«Этот эпизод — хотя и в несколько символическом ключе — продемонстрировал, до какой степени текущий кризис угрожает интересам самого богатого жителя Украины и на что он может пойти, чтобы их защитить.
За последние 20 лет [Ринат] Ахметов, чье состояние, по данным журнала Forbes, оценивается в 11,4 миллиарда долларов, практически приобрел статус феодала в промышленном Донецке, однако волнения сепаратистов изменили динамику сил.
Когда пророссийские сепаратисты, настаивающие на независимости, захватили правительственные здания по всему металлургическому и угольному поясу страны, который представляет собой основу его колоссального состояния, он выступил с несколькими письменными обращениями, в которых он встал на защиту единой Украины…
Провозглашенная сепаратистами в понедельник независимость Донецкой области и их желание войти в состав России представляют собой серьезную угрозу состоянию и активам Ахметова».
Когда на Майдане бушевало протестное движение, а Янукович все еще цеплялся за власть, все мы пристально следили за поведением олигархов, пытаясь понять, чью сторону они предпочтут. В конце концов уличное движение взяло верх над политическими маневрами, совершавшимися за закрытыми дверями, и Янукович был вынужден покинуть Киев вскоре после подписания соглашения с оппозицией, в подготовке которого им помогали представители Евросоюза. Тот компромисс, который был прописан в февральском соглашении, вероятнее всего, устроил бы большинство олигархов. В конечном итоге, та нестабильность, которая охватила Украину после свержения Януковича, могла негативно отразиться на их доходах. Существовавший ранее статус-кво был им на руку: они могли вести дела как с Россией, так и с Евросоюзом.
Будучи главой крупнейшей украинской компании, предоставляющей финансовые и промышленные услуги, Ахметов активно сотрудничает с Россией. Но, как пишет Reuters, его компания ведет бизнес не только с Россией, и один из основных источников его доходов — металлургическая отрасль украинской промышленности — это экспорт продукции во множество стран, кроме России, поскольку последняя сама является экспортером подобной продукции. И его перспективы могут оказаться весьма ограниченными, если восточные области Украины провозгласят независимость, которую признает только Россия.
Более того, в своих расчетах Ахметов, должно быть, учитывает вероятность финансовых санкций со стороны Запада. Его гигантское состояние окажется под угрозой, если его сочтут членом пророссийского лагеря, и он потеряет доступ к западной финансовой системе.
Ахметова нельзя назвать любимчиком Майдана, поскольку он был ключевым спонсором Януковича и его «Партии регионов». И сам он также не является фанатом Киева, выступая за передачу власти правительствам регионов. Однако благодаря недавнему эпизоду мы можем в некоторой степени оценить границы сепаратизма на Украине. Если один из самых богатых людей планеты столкнулся с угрозой потерять свое состояние, попытки Путина создать недееспособное государство у своих западных границ вполне могут оказаться безуспешными.