Гости из России издавна любят Баден-Баден. Они живут не только в роскошных отелях, но и выкупают все больше вилл и перестраивают роскошные особняки.
«Иди сюда!» — зовет домоправитель. Такса не решается, ждет, когда ее позовут более настойчиво. Потом она пробегает через большие ворота охотничьего замка. В гараже стоит большой американский седан. С террасы виллы можно увидеть французские Вогезы. Однажды этим видом наслаждался генерал французской армии Жак Массю (Jaсque Massu). Когда в мае 1968 года студенты в Париже вышли на улицы, Шарль де Голль (Charles de Gaulle) отправился на вертолете в замок Баден-Бадена.
В 1999 году французы покинули город, оставив и охотничий замок. Пришли русские. Недолго здесь жил и олигарх Роман Абрамович. На почтовом ящике теперь красуется табличка компании Marie-Michelle Baden-Baden Wine Enterprise GmbH. Охотничий замок является собственностью восточно-европейского инвестора. В Баден-Бадене сегодня все больше домов со странными названиями фирм на дверной табличке. И все чаще здесь видны новенькие дуплексы площадью 200 кв. м., находящиеся под видеонаблюдением. Живут же в них, самое большее, по три дня в месяц.
Все больше русских
Из-за высоких цен на недвижимость и из-за украинского кризиса многие жители города все чаще говорят о том, какая роль должна отводиться русским в мире и в Баден-Бадене, в частности. Во время выборов мэра города снова говорили о русских. В ратуше не любят говорить на эту тему. Большинству местных политиков не по душе также, когда газеты пишут о «крымском кризисе в Шварцвальде» или о «самом русском городе Германии». Мэр Баден-Бадена Вольфганг Герстнер (Wolfgang Gerstner) был только несколько дней в своей должности.
Когда член городского муниципалитета от СДПГ Вернер Хенн (Werner Henn) после начала украинского кризиса потребовал прекращения партнерских отношений города с Ялтой, Герстнер стал дипломатом. Возможно, российский президент Владимир Путин нарушает нормы международного права. Но нельзя забывать о «человеческой стороне» и оттеснять Россию. Только в 2012 году члены муниципалитета ездили в Сочи для развития новых партнерских отношений. Беа Бёлен (Bea Böhlen), член муниципалитета от «зеленых», тоже участвовала в этой поездке, на каждом шагу за ней наблюдали местные российские политики.
Покупать сувениры разрешалось только на пешеходной улице. Когда планировалась следующая поездка в 2013 году, она предпочла остаться дома. Соглашение о партнерстве между Баден-Баденом и Сочи было подписано, но без согласия «зеленых» и некоторых членов СДПГ. «Мы положительно относимся к тому, что российские граждане ремонтируют здешние дома. Но из-за большого спроса со стороны русских цены на недвижимость резко возросли. Некоторые наследники из-за высоких цен хотят продавать свои дома только русским», — говорит Бёлен.
Многие дома, образующие облик города, принадлежат сегодня крупным компаниям из Восточной Европы. Баварский двор, находящийся напротив концертного зала, виллы Chantal Grundig, Stroh и Hohen Baden, отели Waldron in Lichtental, Forellenhof, где однажды снимался известный одноименный сериал. Сегодня все это принадлежит русским, казахам или украинцам. Во многих других городах, расположенных в провинции, возможно, дело дошло бы до демонстраций. А в Баден-Бадене жители гордятся своим космополитизмом.
Ослепительная экономика
Но то, что такие символичные здания, как отель Hotel auf Bühlerhöhe или бывшее здание штаба французской армии, находятся в забвении из-за того, что у украинского инвестора Игоря Бакая закончились деньги, начинает беспокоить жителей города. Герстнер в последние недели на своем посту — в начале июня он передаст полномочия Маргрет Мергет (Margret Mergen) — должен успокоить граждан. «Если посмотреть на цифры, не нужно бояться русских. У нас около 2000 вилл в городе, около 40 из них за год меняют своего владельца. В наших отелях каждый год останавливаются 70 тысяч туристов из России на 980 тысяч ночей», — говорит Герстнер. В экономическом плане город процветает. Здесь основывается больше компаний, чем Ульме или в Штутгарте.
Всемирный лидер в производстве 3D-принтеров планирует открыть центральный офис в аэропорту Баден-Бадена. Благодаря концертному залу, аэропорту и музею Фридера Бурды город прошел активную фазу развития. Разговоры о «пенсионерском городе» — стереотип. «Наш город недооценивают из-за предрассудков. Здесь живет и много богатых немцев. Новый замок принадлежит гражданам Кувейта, Европейский двор — гражданину Египта. Здесь проживают представители 120 наций, никто не доминирует в городе», — говорит мэр. Кто гуляет по Софиенштрассе или делает покупки на Леопольдплатц, воспринимает город по-другому. В аптеках работает русскоязычный персонал, раскладывающий упаковки со средствами против диабета по полкам.
На доме, где когда-то жил Достоевский, развешаны плакаты на кириллице о продаже дорогих пентхаусов. Врачи на табличках о своей частной практике пишут и о том, что они обучались в ординатуре в России. Торговец недвижимостью на Гернсбахер штрассе предлагает туристам «организацию медицинского обслуживания». Тот, кто хочет украсить себя символами роскоши, может насладиться небольшими магазинчиками, которые получают основную прибыль благодаря гостям из Восточной Европы. Часы Rolex за 31 тысячу евро или Vertu за 13 тысяч евро. Кашемировые пуловеры от Brunello Cucinelli. В гардеробе немецких пенсионеров они встречаются не так часто.
Русский язык доминирует
На пешеходной улице повсюду слышна русская речь. В кафе König гостей обслуживает официант из Болгарии. «Русские повсюду вложили свои деньги в недвижимость. Россия для них слишком ненадежная. К нам они приходят не из-за традиционного вишневого торта, а из-за пудингов, эклеров или чизкейков», — говорит официант. Меню на русском языке, мучные изделия, которые приходятся по вкусу русским, консьержи, разговаривающие на русском языке — повсюду стараются угодить русским гостям. В отличие от мигрантов из Турции или из арабских стран, русские не бросаются в глаза.
В Баден-Бадене практически каждый год основывается новый фонд. Среди основателей - мало русских. Также немного предпринимателей русского происхождения, утвердившихся в Баден-Бадене. Член муниципалитета Вернер Хенн, выходец из Румынии, скептически относится к гостям из России. Он считает удивительным тот факт, что до сих пор нет русскоязычных членов муниципалитета. «Русские приходят, когда у них есть собственный интерес, но как только они достигают цели, то отходят в сторону». Они не являются частью общества города. В начале 90-х годов сюда пришли олигархи, Баден-Баден был домом для новой российской высшей прослойки. Сейчас в городе комфортнее себя чувствуют представители среднего класса. Меньше Gucci, больше болоньевой ткани.
На террасе в кафе Rizzi сидит русская пара, дегустирует белые вина. Это сорт Граубургундер. Но его нет в маленькой бутылочке для дегустаций, говорит официант. «Мы были переполнены все выходные», — извиняясь, продолжает он. Взгляд русского гостя не проясняется после этих слов. Наверху расположена вилла Seelach. Сейчас здесь строится новый въезд и несколько гаражей. Сразу за воротами бетонируется площадка под бассейн размером 1500 кв. м с 25-метровыми дорожками.
Ремонт за 40 миллионов
Когда-нибудь новые владельцы отреставрированной за 40 миллионов евро виллы будут стоять на краю бассейна и наблюдать за тем, как в нем элегантно проплывают их гости. Чтобы не утруждать себя поворотами головы, стены бассейна выполнены из стекла, как в аквариуме. Архитектором проекта был Ромео Кюнль (Romeo Kühnl). В самом начале, когда он делал первые наброски проекта, он предложил инвестору из Казахстана соединить бассейн и здание виллы при помощи туннеля. Хозяин отказался. Сначала Кюнль не понял причину отказа. Потом как-то выяснилось, что для таких прогулок у хозяина есть свой автопарк.
Сегодня Кюнль лишь изредка приходит на стройку. «Мы восстановили кубатуру виллы. Мы работали над проектом восемь лет. Потом полтора года не было разрешения на строительство. Были наняты литовские фирмы, у которых - иное представление о проектировке. В середине 2013 года мы расторгли контракты», — говорит Кюнль. 60-летний архитектор рад, что он освободился от проекта, пока он не стал бременем. По словам Кюнля, реализовать проект можно было за два года. «Я рад, что приходят инвесторы из Восточной Европы и расширяют строительство. Если бы русские не пришли, многие виллы не были бы отреставрированы».
Проблема в том, что у этих инвесторов отличное от немцев представление о бизнесе, они действуют порой волнообразно, руководствуясь критериями, которые чужды нам. Кюнль никогда не видел в глаза казахского инвестора, все переговоры проходили через его юриста. «Мы говорим о пяти процентах недвижимости в Баден-Бадене, которая приобретена жителями Восточной Европы». Но многие сделки проходят через немецкие компании. Поэтому мы не можем точно сказать, какая часть принадлежит русским. «Если холдинг по продаже недвижимости меняет владельца, то это не находит отражения в кадастре, инвесторам не нужен также нотариус».
Метровая стена из сухой кладки
По желанию муниципалитета большой участок виллы окружает стена из сухой кладки. Казахский владелец хотел показать свою благосклонность по отношению к ящерицам. Муниципалитету это понравилось. Кюнль медленно проезжает вдоль стены на своем BMW. Баден-Баден с начала 90-х годов сильно изменился. В ресторан самого дорогого отеля в Германии Brenners уже не обязательно приходить в галстуке. У входа стоит новенький Mercedes S класса, а рядом с ним два горных велосипеда.
Город стал современнее, деньги русских, от которых получают прибыль розничные магазины, отели, мастера, помогают в этом. За прошедший год было зафиксировано около 50 случаев подозрений в отмывании денег, подтвердился лишь один из них. Немецкие следователи часто сталкиваются - после второго или третьего шага в расследовании - с оффшорными адресами или карманными фирмами. Помочь мог бы ответ на запрос правовой помощи, но восточноевропейские адвокаты редко идут на это.
Франк Марренбах (Frank Marrenbach), директор отеля Brenners, сидит в лаунж-зоне отеля. «Русские в Баден-Бадене — нормальное явление. Я хотел бы, чтобы и в будущем так было», — говорит он. То, что после падения берлинской стены Баден-Баден стал вторым по известности после немецкой столицы немецким городом, связано и с отелем Brenners. В 1997 году гостем отеля был Борис Ельцин. После этого русские вновь ощутили любовь к этому городу, зародившуюся еще в царские времена. 15% гостей Марренбаха — русские. В Москве у отеля есть свой представитель, который дает необходимую информацию об отеле. «Если мы потеряем 15% гостей, это не будет плюсом». Раздражает, когда без доказательств говорят об отмывании денег в казино или в отелях, где проводят время русские предприниматели.
По его словам, олигархи скорее отдыхают на Лазурном берегу, потому что там они могут спустить на воду свои яхты. «Все намного менее напыщенно, чем думаешь. Приезжает и много обычных семейных пар. Врачи, предприниматели. Российские гости - очень требовательные, у них очень высокие ожидания, но они любят тратить деньги», — говорит директор отеля. Brenners хочет оправдать эти ожидания. Скоро должна вновь открыться спа-зона отеля Luxus Spa. Когда в бассейне будет проплывать первый русский миллиардер, он должен вспомнить слова Николая Гоголя, который посетил город в 1830 году: «Великолепный город».