Нарастающее напряжение в отношениях между США и Россией в связи с украинским кризисом достигло новых высот — космоса.
После окончания холодной войны две сверхдержавы решили отложить в сторону свое недоверие по отношению друг к другу и создать огромную орбитальную станцию, которая должна была стать символом начала новой эры сотрудничества в освоении космоса. Но теперь эти партнерские отношения оказались под серьезной угрозой.
После того как на этой неделе вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что его страна, возможно, закроет американским астронавтам доступ к своим ракетам-носителям и будет эксплуатировать международную космическую станцию без участия американцев, Комитет Палаты представителей по вопросам науки, космоса и технологий обратился к NASA, чтобы выяснить, чем США могут на это ответить.
С момента снятия американских шаттлов с эксплуатации американские астронавты летали на МКС на российских космических кораблях, и каждый такой полет обходился в 71 миллион долларов.
«Отказ от сотрудничества по МКС — это очень серьезный шаг со стороны России, — заявил Марко Касерес (Marco A. Caceres), аналитик по вопросам освоения космоса в аэрокосмической исследовательской компании Teal Group из Фэрфакс, штат Вирджиния. — Они выбивают почву из-под ног у американцев. Это вопрос национальной гордости, и России это на руку».
Выступив с критикой санкций США в ответ на аннексию Крыма Россией, Рогозин, ответственный в правительстве за ракетно-космическую промышленность, предложил «США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».
Такая угроза Рогозина оказалась слишком серьезной, чтобы США могли ее проигнорировать, как сказал Лорен Томпсон (Loren B. Thompson), эксперт по вопросам космических полетов и обороны из Лексингтонского института в Вашингтоне.
«Теперь центральные предпосылки, на которых основана космическая политика администрации Обамы, больше не работают», — сказал он.
Космическая станция — это всего лишь один пример того, как проблемы на Украине могут повредить сотрудничеству между двумя лидерами в вопросах освоения космоса. Россия угрожала прекратить поставки ракетных двигателей, которые используются для запуска спутников ВВС США. Она также угрожала прекратить сотрудничество в области навигационных систем, работа которых зависит, в том числе, и от станций, расположенных на территории России.
США помогли России с финансированием ее космической программы после распада Советского Союза. И когда в 2003 году шаттл Columbia сгорел во время входа в атмосферу, в результате чего погибли семь человек, Россия согласилась оправлять американских астронавтов в космос.
100-миллиардная орбитальная станция, которую часто называют самым дорогостоящим аппаратом, когда-либо построенным человеком, имеет ряд модулей и энергетических установок, часть из которых поставляет Россия, часть — американцы, часть — другие международные партнеры. Американское оборудование отвечает за выработку большей части электроэнергии на станции, но российские двигательные установки помогают станции удерживаться на орбите.
Теперь такая комбинация оборудования может стать серьезной проблемой. Согласно действующим договорам, США имеют превосходство в вопросах контроля над МКС, но, по словам Рогозина, Россия может управлять ее модулями независимо от США.
Во время заседания Палаты представителей в конце марта глава NASAЧарльз Болден (Charles Bolden) сказал, что партнером агентства является не сама Россия, а российское космическое агентство — многие аналитики об этом забывают.
В четверг, 15 мая, Комитет Палаты представителей по вопросам науки, космоса и технологий отправил Болдену письмо с просьбой дать оценку возможным последствиям выхода России из космической программы после 2020 года. Хотя пока партнерские отношения остаются в силе, комитет хочет знать, какие варианты будут у США, если Рогозин выполнит свои угрозы.
Решение этого вопроса повлечет за собой необходимость решить множество проблем технического и правового характера. Можно ли МКС разделить на две станции? Кому принадлежат ключевые системы? Что будет с исследованиями в области биологических наук? И как такой разрыв в отношениях повлияет на политическую поддержку полетов человека в космос?
Когда в 1993 году США и Россия решили создать орбитальную станцию, ни одна из сторон не имела политической воли взяться за такой амбициозный проект самостоятельно. В течение многих лет эта космическая станция считалась символом того, что сотрудничество между нациями может принести гораздо более весомые результаты, чем усилия одной страны.
Теперь это осталось в прошлом.
«Это шаг назад по направлению к холодной войне, — говорит Касерес, комментируя нынешний климат. — Это начало замораживания отношений между двумя державами, которые выстраивались в течение последних двух десятилетий».
NASA считает, что к 2017 году астронавтов смогут доставлять на МКС корабли, принадлежащие частным компаниям, однако пока эти летательные аппараты находятся в разработке.
Представители NASA сообщили, что пока они не получили никакого ответа из Комитета Палаты представителей, но они уже выступили с заявлением, в котором говорится следующее:
«NASA не получило никакого официального уведомления от правительства России о прекращении или изменениях в характере нашего сотрудничества. Работа на МКС продолжается в нормальном режиме: 13 мая на землю благополучно вернулась Экспедиция 39, и через две недели на станцию отправится новый экипаж».
В другом своем интервью Рогозин также заявил, что Россия может прекратить поставлять США ракетные двигатели, которые используются для запуска военных спутников на орбиту.
United Launch Alliance, совместное предприятие аэрокосмических гигантов Boeing и Lockheed Martin, используют сделанные в России двигатели в ракете Atlas V.
Двигатель RD-180 обеспечивает основную тяговую силу ракеты, доставляющей на орбиту дорогостоящие правительственные спутники, которые используются для слежки, ведения метеорологических наблюдений, а также с целью поддержки коммуникаций и осуществления экспериментов.
После того как Россия захватила Крым, Пентагон попросил ВВС провести оценку характера использования этого двигателя предприятием United Launch Alliance.
Представители United Launch Alliance сообщили, что им неизвестно ни о каких ограничениях. Но даже если эмбарго на продажу этих двигателей вступит в силу, компании уже удалось накопить их запас, которого хватит на два года. У компании также есть ракеты другого вида, Delta IV, которые оснащены двигателями американского производства.
«Мы надеемся, что в течение следующих нескольких месяцев наши страны наладят продуктивный диалог и найдут выход из этой ситуации», — отметила представитель компании Джессика Рай (Jessica Rye).