Если и существует некий конструкт, являющийся квинтэссенцией и неотъемлемой частью господствующей американской культуры, то это идея независимости. Эта идея заставила нас как страну выбирать довольно сомнительные варианты действий. Достаточно взглянуть на то, как наш общенациональный диалог в большей мере сосредоточен на «зависимости от социальной помощи», нежели собственно на бедности. Наверное, это также связано с тем, что господствующая американская культура меньше укоренилась в каких-то конкретных местах, будучи культурой мобильности. Большинство наших социологов противопоставляет независимость взаимозависимости. На их взгляд, первая необязательно лучше второй, просто они отстаивают разные идеалы.
В психологии все становится намного сложнее, потому что мы часто говорим о том, как независимость важна для развития. От детей ждут, что они будут самостоятельно засыпать, сами себя успокаивать, самостоятельно урегулировать свои конфликты, принимать решения, связанные с учебой, и преодолевать свои возрастные трудности, постоянно продвигаясь в направлении все большего мастерства, самостоятельности и независимости. Но с другой стороны, определенно существует некое встречное уравновешивающее движение, поддерживающее взаимозависимость.
Если использовать пример из психологии развития, то глядя на то, как дети добиваются успеха в учебе и обществе, люди предостерегают, что недопустимо взросление подростков, в процессе которого игнорируется то, насколько важна поддержка в их развитии. Причиной опасности такой ситуации считают то, что люди игнорируют всевозможные виды поддержки, которую получают привилегированные подростки, утверждаясь в ложной уверенности в собственной независимости и превосходстве. Мы, в свою очередь, осуждаем другие группы людей, скажем, темнокожих и/или бедных подростков за пробелы в образовании и отсутствие у них иных показателей успеха и достижений. Но зачастую без внимания остается следующее: такого рода несоответствие вызвано тем, что многим подросткам не хватает той кажущейся невидимой поддержки, которая присутствует в более привилегированных сообществах.
Если поддержать взаимозависимость как необходимую составляющую здорового развития человека, отказавшись от чрезмерной поддержки концепции независимости, мы сможем более открыто поговорить об удовлетворении нужд и потребностей всех подростков вместо того, чтобы отыскивать патологии у них и у той части общества, к которой они принадлежат. Так, в городе Филадельфии, который пострадал от сокращений бюджета на образование в контексте общей бедности и слабой инфраструктуры, учеников и их родителей до сих пор винят в пробелах в учебе. Структурные проблемы превращаются в личные неудачи отчасти из-за мифа о независимости.
Идеи, связанные с осуждением зависимости, не заканчиваются мифами по поводу бедности и развития подростков. В пятом издании «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» отмечается два типа расстройства личности — пограничное личностное расстройство и самоподавляющее расстройство личности, которые имеют значительные половые особенности и объясняются тем, что женщины неспособны управлять своими чувствами и жизнью. Любопытный парадокс заключается в следующем: сначала психологи говорят, что женщины нуждаются в ориентации на родственные связи, а потом говорят об этой потребности как о патологии. Но у мужчин есть свои потребности в зависимости. Если задуматься о стереотипе гетеросексуальной мужественности мужчины, например, об идее покорной жены, то мы никогда не думаем о зависимости мужчины, сосредотачиваясь исключительно на зависимости женщины. А если подумать о мифах о женской зависимости в разных расах, классах и категориях, то в этом случае ситуация еще больше усложняется, и к разным женщинам применяются разные стереотипы.
Поэтому я призываю людей задуматься над тем, во что этот миф о независимости обходится нам как стране. Из-за этого мифа некоторые вполне реальные проявления неравенства не признаются, не изучаются и не находят решения. Мне кажется, что на личном уровне и на уровне психологии стоит проанализировать вопрос о том, не ведут ли людей к изоляции эти мифы о независимости, в которых нормальный расчет на человеческие отношения подвергается негативной оценке и характеристике.