Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Индийский Синдзо Абэ

© REUTERS / ANI/Handout via Reuters Кандидат на пост премьер-министра от Бхаратия джаната парти (БДП) Нарендра Мори
Кандидат на пост премьер-министра от Бхаратия джаната парти (БДП) Нарендра Мори
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После затяжного периода политического разброда и паралича новое правительство Индии будет возглавлять человек, известный своей решительностью. Победа Нарендры Моди на выборах отражает желание Индии иметь динамичного, напористого лидера, чтобы он помог вдохнуть новую жизнь в экономику страны и укрепить ее безопасность.

Нью-Дели. — После затяжного периода политического разброда и паралича новое правительство Индии будет возглавлять человек, известный своей решительностью. Подобно тому, как возвращение к власти премьер-министра Японии Синдзо Абэ в конце 2012 года, после шестилетней политической нестабильности, стало отражением решимости Японии стать более конкурентоспособной и уверенной в себе страной, победа Нарендры Моди на выборах отражает желание Индии иметь динамичного, напористого лидера, чтобы он помог вдохнуть новую жизнь в экономику страны и укрепить ее безопасность.

Ожидается, что Моди, как и Абэ, сосредоточится на возрождении экономики Индии, одновременно развивая ее оборону и укрепляя стратегическое партнерство со странами-единомышленниками, тем самым содействуя стабильности в регионе и предотвращая возможность возникновения «китаецентричной Азии». Харизматичный Моди — любимец руководителей деловых кругов в стране и за рубежом — обещал возобновить быстрый экономический рост, говоря, что для инвесторов «не должно быть красных флажков, лишь красная ковровая дорожка».

Политические принципы 63-летнего Моди, как и Абэ, — это умеренный национализм, рыночно-ориентированная экономика и нео-паназиатизм, стремление установить тесные связи с азиатскими демократиями с целью создания сети взаимосвязанных стратегических партнерств.

В стране, где разница между средним возрастом политических лидеров и граждан в целом — одна из самых больших в мире, Моди станет первым премьер-министром, родившимся после обретения Индией независимости в 1947 году. Это еще одна параллель с Абэ, который стал первым премьер-министром Японии, родившимся после второй мировой войны.

Есть, однако, и важное различие в том, как воспитывались два этих лидера: в то время как Моди при своем скромном происхождении поднялся до руководства крупнейшей демократией мира, Абэ — внук и внучатый племянник двух бывших премьер-министров Японии, а также сын бывшего министра иностранных дел — может похвастать выдающейся политической родословной. Более того, Моди победил, сокрушив династические устремления Рахула Ганди, чья неспособность ясно сформулировать взгляды и продемонстрировать лидерские качества противоречили надеждам индийского электората на наступление эпохи решительного правительства.

Моди, как и Абэ, сталкивается с многочисленными внешнеполитическими проблемами. В Индии живет более одной шестой мирового населения, тем не менее, ее «вес» на мировой арене далеко не столь велик. В очерке 2013 года, опубликованном в журнале Foreign Affairs под названием «Беспомощная внешняя политика Индии», основное внимание уделено тому, как страна сама препятствует своему подъему, словно бы политическое поветрие в Нью-Дели превратило ее в собственного злейшего врага.

Многие индийцы хотят, чтобы Моди задал новое направление в отношениях с другими государствами в период, когда разрыв между Индией и Китаем по части международного статуса значительно вырос. Влияние Индии на ближайших соседей — в том числе Непал, Шри-Ланку и Мальдивские острова — заметно ослабло. Пожалуй, лишь Бутан остается единственным очагом стратегического влияния Индии в Южной Азии.

Индия также сталкивается с укреплением связей между ее двумя региональными противниками, Китаем и Пакистаном, из которых оба располагают ядерным оружием и вдобавок претендуют на значительные части индийской территории, при этом продолжая сотрудничество в области оружия массового поражения. В контактах с этими странами Моди будет стоять перед той же дилеммой, что и предыдущие индийские правительства: как китайский, так и пакистанский министры иностранных дел мало что решают. Внешнюю политику Китая формируют Коммунистическая партия и военные, а Пакистан полагается на свою армию и разведку, которые до сих пор используют в качестве доверенных лиц террористические группы. Правительство Моди вряд ли позволит, чтобы организованный с территории Пакистана теракт наподобие мумбайского остался безнаказанным, используя хотя бы способы возмездия, не требующие применения военной силы.

Придание нового импульса отношениям с Соединенными Штатами — недавно ухудшившимися из-за неприятных дипломатических трений и торговых споров — еще один неотложный вызов. Но приверженность Моди рыночной экономической политике и модернизации обороны, вероятно, станет источником новых возможностей для бизнеса США и приведет к подъему двусторонних отношений на новый уровень.

Стратегические интересы Америки будут соблюдены благодаря вероятному новому сотрудничеству в области обороны и торговли, что вызовет увеличение объема продаж американских вооружений и создаст условия для военной координации между странами. США уже проводит с Индией больше военных учений, чем с какой-либо другой страной.

Моди — лидер именно того типа, который может помочь вернуть индийско-американские отношения в нужное русло и содействовать сотрудничеству. Тем не менее, есть опасность, что его отношения с США, особенно вначале, будут скорее деловыми, чем дружественными, из-за проявленного Америкой неуважения, которое он вряд ли забудет. В 2005 году правительство США аннулировало его визу на основании недоказанных подозрений в попустительстве индусско-мусульманским конфликтам в 2002 году, когда он был главой правительства штата Гуджарат. Даже после того, как Верховный суд Индии не нашел доказательств связи Моди с актами насилия, США продолжали подвергать его остракизму и обратились к политику только накануне недавно прошедших выборов.

Поскольку США не выразили сожалений по поводу аннулирования его визы, Моди вряд ли будет лезть из кожи вон, чтобы подружиться с США и стремиться к визиту в Белый дом. Скорее, он будет ждать, пока официальные лица США не начнут приезжать к нему.

С другой стороны, Моди вряд ли забудет и страны, которые принимали его даже тогда, когда США подвергали его нападкам — такие как Япония и Израиль. Визиты Моди в Японию в 2007 и 2012 годах открыли новые перспективы для японских инвестиций в дружественном для бизнеса Гуджарате.

Более того, Моди выстроил особые отношения с Японией и наладил личный контакт с Абэ. Когда тот вновь пришел к власти, Моди поздравил его по телефону.

Победа Моди, скорее всего, превратит индо-японские связи — самые быстро развивающиеся в Азии двусторонние отношения — в главный двигатель индийской стратегии «Смотри на Восток», суть которой — с одобрения Америки, укрепить экономическое и стратегическое сотрудничество с союзниками и партнерами США в Восточной и Юго-Восточной Азии. Абэ, который стремится укреплять безопасность Японии, не ограничиваясь нынешним «американоцентризмом», заявлял, что связи его страны с Индией обладают «величайшим в мире потенциалом, который только возможен для двусторонних отношений».

Более глубокий союз между Японией и Индией при Абэ и Моди потенциально способен переформатировать стратегический ландшафт в Азии. Поэтому неудивительно, что Абэ поддержал победу Моди.