Толерантность, права человека, демократия и справедливость? Это было бы прекрасно. Однако такие примеры, как Путин, Эрдоган и Моди, говорят о том, что нет ничего важнее экономики. Тот, кто обеспечивает высокий уровень благосостояния, тот гарантирует себе место на вершине власти.
«Прав будь человек, милостив и добр». Это написал когда-то великий Гете в своем произведении «Божественное». «Тем лишь одним отличаем он от всех существ, нам известных». Однако необходимо отметить, что чем человек не отличается от других существ, так это тем, что он постоянно заботится о своем благополучии, о еде, одежде, крыше над головой, потомстве, пропитании… В общем, о материальных благах, о мясе, о еде. И только вслед за ними следует мораль.
Бывалые участники избирательных кампаний хорошо понимают это. Джеймс Карвилл (James Carville), советник Билла Клинтона, в 1992 году повесил на стене его избирательного штаба в Литтл-Роке – легендарной «Военной комнате» - список из трех лозунгов, второй из которых стал своеобразным крылатым выражением.
Первый лозунг гласил: «Изменить или продолжать по-старому» («Change vs. more of the same»).
Второй гласил: «Дурак, все дело в экономике!» («It’s the economy, stupid»).
Третий гласил: «Не забывай о здравоохранении» («Don’t forget health care»).
За год до этого, весной 1991 года, популярность президента Джорджа Буша-старшего, благодаря войне в Персидском заливе, составляла 90 процентов. Однако на выборах Клинтон все равно победил, а Карвилл был назван лучшим руководителем избирательной кампании года. «Дурак, все дело в экономике!»
Недоверие к благородным мотивам
Эту простую мудрость часто забывают, особенно на благополучном Западе. Разве жизнь не шире и не богаче? Разве не гуманизм, толерантность, права человека, демократия и справедливость не превыше всего? Это было бы прекрасно. Однако вера в абстрактные благородные мотивы теряется, когда находятся мотивы более банальные и конкретные. Когда торговец овощами из Туниса Мохаммед Буазизи 17 декабря 2010 года устроил акт самосожжения (и положил тем самым начало «арабской весне»), он был в отчаянии: из-за отсутствия разрешения на торговлю у него отобрали лицензию, закрыли его палатку и конфисковали товар. Он написал жалобу в мэрию, но это ему не помогло; а в полицейском участке его и вовсе избили.
В то время безработица среди молодежи в Северной Африке составляла порядка 30 процентов, правящие режимы были насквозь коррумпированы, цены на продовольствие постоянно росли - равно как и бедность в странах региона. 32 из 80 миллионов египтян жили меньше, чем на два доллара в день. Конечно, они хотели большей свободы, хотели, чтобы тирании и диктатуре пришел конец, чтобы их страны стали цивилизованными и правовыми государствами. И люди вышли на улицы – однако, руководствовались они при этом элементарными потребностями. Но их нельзя в этом упрекать, и это не умаляет их смелости и силы духа.
А как началась мирная революция в ГДР 25 лет назад? Разве люди возмущались по поводу Баутцена, Хоэншёнхаузена (в городе Баутцене (на территории нынешней федеральной земли Саксония) и в районе Берлина Хоэншёнхаузен (в восточной части города) находились две известные тюрьмы Министерства государственной безопасности ГДР (так называемого «Штази»)– прим. пер.), «Штази» и подконтрольных ему СМИ? Или, может быть, они просто хотели иметь право выезжать в страны Запада, покупать западные товары и наслаждаться более высоким уровнем благосостояния? «Если марка ФРГ не придет к нам, то тогда мы придем в ней!» - гласили в те дни плакаты протестующих. И многие из них по-настоящему разозлились на руководство страны, лишь посмотрев по телевизору репортаж из Вандлица (город в 40 километрах от Берлина, в котором находились спецмагазины, доступные только представителям правящей верхушки ГДР – прим. пер.) под названием «Попасть в рай».
«Слишком человечное» берет верх над просто человечным
«Все дело в экономике, дурак!» С тех пор, как Владимир Путин пришел к власти в России, экономика страны постоянно растет, растут зарплаты, а безработица находится на стабильно низком уровне. ВВП на душу населения за минувшие годы удвоился, а количество автомобилей на дорогах и вовсе утроилось. Кроме того, Путин постоянно пробуждает в своих согражданах ностальгию по старому, биполярному миру, в котором Советский Союз был единственной страной, по-настоящему противостоявшей Западу. Поэтому стоит ли удивляться тому, что жители страны, разрываемой гордостью, с одной стороны, и позором, с другой – страны, победившей в Великой отечественной войне, но потерпевшей поражение в войне «холодной», хотят видеть у власти сильного, мускулистого человека, не стесняющегося оголить торс, сидящего за штурвалом боевого самолета и занимающегося дзюдо?
Другой наглядный пример – Реджеп Тайип Эрдоган. За время его правления уровень жизни в Турции значительно вырос. К его заслугам, несомненно, относится развитие инфраструктуры, бюджетной сферы, сферы услуг и здравоохранения. А уж показатели роста в стране - такие, о каких ни одна страна Запада даже мечтать не смеет. Поэтому стоит ли удивляться тому, что для многих турок все это в конечном итоге оказывается гораздо важнее, чем авторитаризм правителя, зависимость СМИ или запрет интернет-сервиса Youtube и Twitter? Эти «издержки», конечно, печальны. Но хлеб насущный оказывается для простых граждан более ценным, чем независимые СМИ. И «слишком человечное» берет верх над просто человечным.
От нового премьер-министра Индии ждут новых рабочих мест
«Дурак, все дело в экономике!» То же самое мы сейчас наблюдаем и в Индии. Показатели роста в этой стране за последние годы снизились вдвое, цены выросли, а коррупция достигла невероятных размеров. Общая сумма взяток, полученных политиками, составила за это время от четырех до двенадцати миллиардов долларов! Половина населения Индии еще не достигла возраста 26 лет. И эти люди ожидают от нового премьер-министра, националиста Нарендры Моди, что он создаст новые рабочие места, санирует инфраструктуру и обеспечит экономический рост.
«Слава неизвестным, высшим, с нами сходным существам! Их пример нас верить им учит», написано далее у Гете. Ну что ж, тому, кто справится с поставленными задачами, действительно, слава. А по отношению к другим эти ожидания обычно оказываются слишком завышенными.