На минувшей неделе в США и Великобритании в продажу поступила вторая книга о бывшем сотруднике американских спецслужб Эдварде Сноудене. Исследование «Негде укрыться: Эдвард Сноуден, АНБ и американское полицейское государство» воспроизводит десятки секретных документов, некоторые из них публикуются впервые. Особое внимание уделено шпионской деятельности Агентства национальной безопасности (АНБ), самые сенсационные разоблачения о котором «еще впереди».
Эдвард Сноуден устроился на работу в компанию, связанную с АНБ, чтобы получить доступ к секретным документам, и однажды даже пошутил, что по нему плачет нижняя койка в тюрьме Гуантанамо. Эти данные содержатся в новой книге о прославившемся разоблачениями экс-сотруднике спецслужб США, которую написал журналист Гленн Гринвальд.
В феврале вышла книга «Файлы Эдварда Сноудена: история самого разыскиваемого человека в мире изнутри» (см. «Азербайджанские известия» от 11.02.2014) за авторством Люка Хардинга, политического обозревателя лондонской The Guardian, где до недавних пор работал колумнистом и сам Гринвальд. Если Хардинг делает основной акцент на биографию Сноудена, то в книге Гринвальда в центре внимания оказалась слежка, играющая важную роль во внутренней и внешней политике США.
Один из эпизодов книги проливает свет на методы работы Вашингтона в Совете Безопасности ООН. В мае 2010 года, когда в Совбезе обсуждалась четвертая резолюция о санкциях против Ирана, представлявшая тогда США в ООН Сьюзан Райс попросила АНБ пошпионить за дипломатами восьми стран — членов СБ, включая Боснию, Габон, Нигерию и Уганду, слежка за миссиями которых ранее не велась. Другими объектами прослушки стали Франция, Бразилия, Япония и Мексика. Согласно документам, предоставленным Сноуденом, впоследствии Райс благодарила АНБ, которое помогло ей узнать, говорили ли постоянные члены СБ (РФ, КНР, Великобритания и Франция) правду. А также укрепило переговорные позиции США и предоставило информацию о «красных линиях», которые провели для себя те или иные страны.
Как пишет Washington Post, Гринвальд приводит массу документов, доказывающих, что главный принцип деятельности АНБ формулируется так: «Почему мы не можем все время собирать все сигналы?». Вот как представители спецслужб из стран «пяти глаз» (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия) на встрече в 2011 году описали кредо АНБ: «Все собрать, все обработать, все использовать, все сопоставить, все разнюхать и все знать». Однако автор показывает, что агентство собирает гораздо больше данных, чем может не только проанализировать, но и просто хранить на серверах.
Лишь за один месяц в 2013 году было собрано данных о более чем 97 млрд электронных сообщений и 124 млрд телефонных звонков по всему миру. В 2012 году улавливалось свыше 20 млрд телекоммуникаций в день, а за один месяц в 2011 году был накоплен 71 млн звонков и сообщений из одной только Польши.
Сноуден, в частности, выяснил, что АНБ наладило получение и перехват партий телекоммуникационного оборудования, подготовленного к экспорту из США в третьи страны. Его специалисты внедряли в маршрутизаторы, серверное и иное сетевое компьютерное оборудование специальные средства слежения, затем заново упаковывали технику, используя заводские печати, и отсылали заказчикам. Так они получали дистанционный доступ к этому оборудованию и хранящимся на нем данным. С помощью программы X-Keyscore АНБ в реальном времени следило за каждым клавишным ударом пользователя, его сообщениями, активностью в соцсетях и веб-навигацией. За один месяц в 2012 году программа сделала 41 млрд записей.
И, конечно, Гринвальд разбирает, почему молодой IТ-специалист возложил на себя миссию спасителя мира от «щупалец» АНБ. В книге он предстает смелым идеалистом, вдохновленным литературой, прочитанной в юности, — мифами Древней Греции с их храбрыми героями, а также исследованием по мифологии «Герой с тысячью лицами» американского ученого Джозефа Кэмпбелла. По словам самого Сноудена, именно благодаря Кэмпбеллу он понял, что «мы сами наполняем жизнь смыслом через наши поступки».
Первые отзывы на книгу Гринвальда в США оказались скорее отрицательными, чем положительными. Профессор юриспруденции в Университете Джорджтауна Дэвид Коул обращает внимание на то, что Гринвальд сильно преувеличивает, считая АНБ частью масштабной стратегии элит по контролю над массами, которая позволяет преодолеть этические, правовые и политические преграды, используя слово «терроризм» в качестве пугала. «Силу аргументации Гринвальда иногда подрывают его гиперболический стиль и воинственно радикальный взгляд на вещи. Такое преувеличение ослабляет убедительность слов Гринвальда, которые ненадежны, поскольку многое из того, что он говорит, крайне оценочно», — полагает Коул, упрекая автора в видении проблемы в черно-белом цвете и в неоправданном раскрытии документов, которое несет урон национальной безопасности.
В ответ Гринвальд пообещал, что самые сенсационные публикации о крупномасштабных программах электронной слежки разведки США еще впереди. При этом он подверг критике крупные СМИ в США. В результате их деятельности «журналистика в США стала оскопленной, беспомощной, отжила свое», полагает Гринвальд. За свою работу по освещению в The Gardian документов Сноудена он был удостоен в США престижной Пулитцеровской премии в категории «За служение обществу».