Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему европейские границы превращаются в решето

20 мая издание Valeurs Actuelles написало о том, что отец Леонарды Решат Дибрани изменил фамилию на Тахири, чтобы получить хорватское или сербское гражданство и вместе с ним законное основание для въезда на территорию Франции. Это свидетельствует о серьезных проблемах в европейском законодательстве, которые связаны с различиями в правовых системах каждого государства.

© коллаж ИноСМИвызовый режим в ес
вызовый режим в ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждое государство ЕС совершенно независимо решает, как будет выглядеть его право представления гражданства. Так, например, для получения испанского гражданства иностранец должен прожить в стране 10 лет. А Болгария приняла упрощенную процедуру получения гражданства: любой человек, который проживает в Болгарии с целью работы или учебы и получает визу, автоматически становится болгарским гражданином.

Atlantico: Как пишет издание Valeurs Actuelles со ссылкой на источник во французском посольстве в Косове, отец Леонарды Дибрани попытался сменить имя и гражданство, чтобы стать хорватом. В таком случае он бы получил европейский паспорт, который бы помог ему обойти отказ Лорана Фабиуса пустить его на территорию Франции. Кроме того, как известно, политика натурализации в Болгарии позволяет многим получить паспорт страны и, как следствие, европейское гражданство. Много ли существует других законных «маневров» для получения европейского гражданства? Какие еще есть слабые звенья помимо Болгарии?

Жерар-Франсуа Дюмон:
Маастрихтский договор ввел в 1992 году понятие европейского гражданства. Получить его весьма просто: любой обладатель паспорта государства-члена Европейского Союза автоматически становится европейским гражданином со всеми вытекающими отсюда правами и свободами. Это означает, что живущие на территории Европейского Союза люди имеют разные права в зависимости от того, обладают они гражданством страны-члена ЕС или какого-то другого государства. Одно из таких прав подразумевает возможность голосовать и даже принимать участие в европейских выборах в той стране Европейского Союза, где проживает человек, даже если он является гражданином другого европейского государства. К числу самых важных свобод относится свобода передвижения. Любой гражданин Европейского Союза может свободно отправиться в любое государство ЕС при наличии действительного удостоверения личности или паспорта: принимающая страна не в праве потребовать визу. Европейский гражданин может оставаться в другой стране Европейского Союза в течение трех месяцев без необходимости предъявить доказательства наличия достаточных ресурсов или требования устроиться на работу.

Как следует из директивы 2004/38/CE от 29 апреля 2004 года по праву граждан Европейского Союза и их семей на свободное перемещение и проживание на территории государств-членов, для проживания в течение более трех месяцев требуется выполнить ряд условий, однако доказать факт превышения установленного срока может быть затруднительно, потому что дата въезда на территорию нигде не регистрируется. В документах также уточняется, что граждане Европейского Союза, которые законным образом провели на территории другого государства более пяти лет, автоматически получают бессрочное разрешение на проживание. Еще одно важное право граждан Европейского Союза — это право работать в любом государстве-члене ЕС. В этой области в некоторых странах существуют ограничения, которые, тем не менее, не могут превышать семи лет. Поэтому, например, с 1 января 2014 года, то есть семь лет спустя после расширения ЕС на Болгарию и Румынию, болгары и румыны получили право на свободное перемещение и работу во всех 28 странах Евросоюза.

Эти правила применяются к странам, где получение гражданства происходит иначе, идет ли речь о гражданстве по праву рождения, после вступления в брак или по запросу в компетентные органы государства-члена. Так, например, во Франции существует весьма широкое право получения гражданства, о чем свидетельствует правило, по которому гражданство предоставляется любому родившемуся во Франции человеку, один из родителей которого сам родился во Франции.

Что касается получения паспорта после вступления в брак, с ним все обстоит гораздо проще в таких странах как Франция, Германия и Португалия, где брачная связь с гражданином страны позволяет супругу получить ее паспорт через установленный срок. В таких странах как Нидерланды и Дания супруги-иностранцы не получают практически никаких льгот при получении паспорта, за исключением чуть меньшего срока до подачи заявки, чем у обычных претендентов.

Что касается Болгарии, в стране наблюдается сильнейший демографический спад из-за низкой рождаемости и активной эмиграции. Именно поэтому закон о гражданстве от 1998 года с поправками от 2001 и 2002 годов устанавливает упрощенную процедуру получения гражданства: любой человек, который проживает в Болгарии с целью работы или учебы и получает визу, автоматически становится болгарским гражданином (путь и временно), что дает ему право на свободное перемещение и участие в выборах. Далее, после трех лет проживания в стране человек может подать заявку на окончательное и полное признание за ним прав болгарского гражданина. Как бы то ни было, число получивших гражданство Болгарии людей все еще невелико.

— Вопросы предоставления гражданства решаются сообща на европейском уровне или же государства сами принимают решения о собственных системах, тем самым делая выбор и за всех остальных?


— Каждое государство Европейского Союза совершенно независимо решает то, как будет выглядеть его право представления гражданства. Так, например, для получения испанского гражданства иностранец должен прожить в стране 10 лет. Это означает, что сотни тысяч нелегалов, которые были официально зарегистрированы в Испании в 2005 году, смогут подать заявку на получение испанского гражданства в 2015 году, хотя другие европейские страны, и в том числе Франция и Германия, выступили с резкой критикой такого решения. Дело в том, что предоставление бумаг нелегалам с их последующей натурализацией может отразиться на всех странах Европейского Союза с учетом внутренней миграции.

Кроме того, для получения испанского гражданства уроженцам Латинской Америки, Андорры, Филиппин, Экваториальной Гвинеи и Португалии достаточно всего два года проживания в Испании, а не десять лет, как для выходцев из других стран. Таким образом, если, например, филиппинец хочет стать гражданином Европейского Союза, ему лучше иммигрировать в Испанию, а не во Францию или Германию, где сроки будут намного значительнее.

По данным за 2011 год больше всего людей стали гражданами Европейского Союза через натурализацию в Великобритании: 177 600 человек. За ней следуют Франция (114 600) и Германия (109 600). Высокие показатели Великобритании связаны не только с привлекательностью страны, но и со льготами для выходцев из стран содружества, которые были предоставлены с учетом колониального прошлого страны. Германия оказалась на третьем месте, потому что совершенно свободно, без консультаций с другими членами Евросоюза приняла решение упростить процесс предоставления гражданства по реформе 2000 года. Таким образом, ни о какой общей ответственности на уровне Европейского Союза говорить не приходится. Как бы то ни было, несмотря на все сложности и различия национальных систем в связи с политической и культурной историей каждой страны, общая тенденция последних десятилетий говорит скорее о сближении позиций. В частности это отражается в увеличении роли реального проживания человека на территории страны в процессе принятия решения о предоставлении гражданства.

— Какие миграционные соглашения сейчас связывают Европу со странами Магриба? И как можно их улучшить?

— В Европейском Союзе прекрасно понимают, что государства Северной Африки становятся транзитными странами для нелегальных мигрантов, в связи с чем были подписаны соглашения, которые подразумевают выделение помощи и средств для содействия государствам Магриба в борьбе с нелегальной миграцией. Некоторые соглашения носят многосторонний характер и становятся предметом регулярных собраний. Далее, есть и двусторонние договоры вроде сделки Италии Берлускони с Ливией Каддафи, которая добилась для себя чрезвычайно благоприятных финансовых условий.

— Министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано заявил, что если ЕС не предоставит стране большую поддержку в патрулировании, Италия не будет соблюдать существующие европейские правила, по которым мигранты должны оставаться в той стране, куда они прибыли. Таким образом, итальянские власти грозят выпустить прибывших на их берега мигрантов не север Европы. Как обстоят дела в Италии в плане миграционных потоков? Какими могут быть последствия такого решения для Европы?

— В Шенгенских соглашения прописано, что каждая страна должна следить за безопасностью внешних границ шенгенского пространства. Тем не менее, конфликты по этим вопросам практически не стихают, потому что расположенные в северной части Средиземноморья европейские страны, которые испытывают на себе сильнейший приток нелегальной миграции, считают, что другие государства Европы должны предоставить им большую финансовую поддержку. Однако такие страны как Франция и Германия полагают, что и так вносят большой вклад, потому что получают больше прошений об убежище, чем Италия. Италия же постоянно пытается добиться лучшего распределения нагрузки нелегальной миграции. В 2011 году она выдала множество разрешений нелегальным мигрантам, что позволило тем отправиться на территорию других стран Шенгенской зоны. Как бы то ни было, охраной итальянских границ занимаются не только местные власти, но Frontex, Агентство Европейского Союза по безопасности внешних границ, которое было создано в 2004 году и с тех пор получило больший бюджет.

На самом деле все страны мира стремятся держать под контролем границы, в том числе и в целях борьбы с терроризмом. Сложно представить себе, что та же Италия может отказаться от права самостоятельно обеспечивать пограничный контроль. Хотя, конечно же, с учетом протяженности итальянского побережья и территориальных вод страны, разместить везде пограничные суда попросту невозможно...

Жерар-Франсуа Дюмон (Gérard-François Dumont), преподаватель Сорбонны, директор журнала Population & Avenir.