Украина тоже совершила аннексию. Вчера, в Каннах. Потому что украинский павильон на набережной Круазетт не вмещал представителей прессы. Пришлось занять павильон Азербайджана, стоящий по соседству. Соседи не возражали, напротив, проявили гостеприимство: «Наша земля — ваша земля!» На этом веселье закончилось. Стало не до шуток. Документальный фильм «Майдан» украинского режиссера Сергея Лозницы, снятый на киевской площади, ставшей центром происходящего во время весенних событий на Украине, был показан вчера в Каннах, что и вызвало такой ажиотаж в украинском павильоне.
Но были и другие причины. Дата показа фильма была совсем не случайна: она была подобрана очень дальновидно. В ближайшее воскресенье на Украине пройдут первые президентские выборы после падения и бегства Виктора Януковича, низложенного Майданом. Десять дней назад две области Восточной Украины — Донецкая и Луганская — провели референдумы о самоопределении, которые Киев не признал, и теперь правительственные войска и прорусские ополченцы перестреливаются в «приграничной» зоне — вчера погибло 14 человек. И уже почти позабыта аннексия Крыма Россией, которая воспользовалась хаосом, воцарившемся в стране после бегства Януковича.
«Фильм показывает, как народ сверг режим и какую цену нужно заплатить за свободу», — утверждает Лозница. Пресс-конференция проходит в нервной обстановке, потому что слишком много желающих взять эксклюзивное интервью у режиссера и слишком мало времени, а по залу расхаживает человек в военной форме. К счастью, он не из КГБ и не из Киева, это польский оператор, которому просто нравится ходить в военной форме, на полном серьезе.
Лозница говорит, что начал снимать протесты на Майдане в декабре 2013-го. Тогда украинцы вышли на площадь в знак протеста против того, что Янукович отказался подписывать соглашении об ассоциации с Евросоюзом. «Если бы это происходило в Мадриде, неужели Вы не поехали бы туда?» — объясняет свои мотивы отправиться в Киев режиссер-документалист. Он отснял 50 часов за десять дней. Затем передал камеру оператору Сергею Стеценко, который с января по март каждые два-три дня ходил на площадь, чтобы доснять еще 50 часов.
На вопрос, пошли ли бы они на Майдан, если бы не кино, оба отвечают в один голос: «Разумеется!» Их мнения совпадают и по поводу обвинений в адрес некоторых лидеров Майдана за радикально правые выпады: все это российская пропаганда.
Как бы там ни было, два часа, что длится фильм, на экране сменяются длинные планы площади и всего на ней происходящего. Камера почти не двигается, за исключением пары раз на протяжении всей картины. Меняется только ракурс — в зависимости от выбираемого места установки аппаратуры.
«Я оставлял камеру на 15-20 минут в одном месте, потом переходил на другое. Иногда люди подсказывали, что можно снять», — поясняет Стеценко.
«Я стремился просто зафиксировать происходящее. Когда ты перемещаешь камеру с объекта на объект, зритель задумывается, что это значит. Я хотел этого избежать», — добавляет Сергей Лозница.
И вот, Майдан начинается эпизодом, в котором тысячи граждан поют национальный гимн Украины, и так продолжается день за днем. Сначала на сцену поднимаются поэты и барды с гитарами. После правительственного ультиматума все меняется. Камера двух Сергеев стоит на том же месте, но теперь в ее объектив попадают языки пламени, бойцы спецподразделений и баррикады. В один из моментов видно, как человек падает с крыши, сраженный снайперским выстрелом. После этого оператор сменил тактику: «19 января мы пошли снимать с товарищем и взяли с собой каску. Она у нас была одна, поэтому мы надевали ее по очереди. А экран мы заклеили черной изолентой, потому что говорили, что это излюбленная мишень для стрелков».
Фильм заканчивается вместе в Майданом — победой протестующих и назначением нового правительства. Но история Украины и ее конфликт с Россией продолжаются.
«Я считаю, что они должны вернуть нам Крым и извиниться», — оптимистично настроен Лозница.
Что касается предстоящих выборов оба Сергея заявляют, что обязательно будут голосовать. За кого? «Не думаю, что между кандидатами большая разница. И даже если мы ошибемся, Майдан все исправит», — заявляет режиссер «Майдана». И он, конечно, снова установит там свою камеру.