При детальном разборе различных мер, которые Россия предпринимает для наращивания своего информационного влияния на мир, мы увидим, что Москва использует «стратегию трех шагов».
Шаг первый: создать и взрастить новые СМИ, закрепиться на информационном пространстве ключевых стран, начать оказывать воздействие на «влиятельных людей». Шаг второй: с помощью социальных медиа увеличить эффект и узнаваемость бренда, начать оказывать влияние на людей, легко поддающихся внешнему воздействию. Шаг третий: собрав ресурсы в количестве, необходимом для получения превосходства, создать мощную «пропагандистскую машину» и начать направлять мнение международной общественности по деликатным и наиболее важным вопросам на повестке дня.
Чтобы исправить ситуацию с негативным образом страны на международной арене, ударяющим по интересам Москвы, положить конец владычеству таких западных стран, как США и Великобритания, на «рынке идей», своевременно доносить и разъяснять миру позицию России по международным вопросам, а также сформировать образ России как великой державы, российское правительство пошло на целый ряд мер. Москва начала с создания обладающих влиянием и узнаваемых в мире СМИ, сделала ключевые шаги по развитию нового новостного издания, вещающего за рубеж. Это издание, ставшее сегодня одним из основных мировых СМИ, — телеканал Russia Today.
Важнейшая задача подобных изданий — оказывать воздействие на людей, обладающих определенным влиянием, и направлять в нужное русло общественное мнение важнейших мировых стран. Поэтому RT проник глубоко в сердце ключевых стран мира. Отделы этого телеканала есть в таких важнейших городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Берлин и Газа. Помимо этого, канал не скупится на траты, нанимая на работу известных во всем мире телеведущих, редакторов, технических работников.
С самого момента основания RT видел свою миссию в транслировании «российской точки зрения», «российского взгляда на мир», сделав отличие своей позиции от взглядов известных западных СМИ вроде BBC или CNN частью собственной стратегии. Путин лично взялся за дело продвижения канала, дав RT интервью, в котором затронул такие деликатные темы, как сирийский кризис и собственный брак. RT был первым или единственным СМИ, которое сообщило об этих действиях или высказываниях российского президента. Таким образом канал сформировал повестку дня и одновременно с этим резко повысил узнаваемость собственного бренда.
Смелое обсуждение самых деликатных тем — вот неизменная черта репортажей RT. Хоть во время конфликта в Южной Осетии в 2008 году, хоть во время недавнего «крымского кризиса» — когда западные СМИ единогласно выступают со словами критики или сомнений, материалы RT, показывающие позицию России, становятся примером «особого мнения», привлекающего внимание публики. «Посматривайте, что скажет RT» — эти слова уже стали традиционным напутствием для подчиненных в новостных изданиях всего мира.
Активно предоставлять новости и бороться с монополией, существующей в сфере международных новостей. Как добиться того, чтобы недавно созданное СМИ за короткий срок обрело достаточно большой вес в мире? Если опираться лишь на свои каналы, то задача, очевидно, крайне непростая. В эпоху расцвета социальных медиа вторым стратегическим шагом RT стало активное использование социальных сетей. Таким образом канал увеличил эффективность собственного бренда и стал оказывать влияние на людей, легко поддающихся внешнему воздействию, а именно на молодых пользователей сети со всего мира и зрителей из не-западных стран.
На третий год своего существования RT открыл свой канал на YouТube, в тот же год вошедший в сотню наиболее популярных каналов на сайте. Дотянулся RT и до наиболее крупной в мире социальной сети — Facebook. В феврале 2014 года количество людей, подписавшихся на страницу арабской версии этого издания, достигло двух миллионов человек — почти в пять раз больше, чем у CNN, в два с половиной раза больше, чем у France 24, и в восемь — чем у Deutsche Welle. Так социальные сети помогли RT значительно нарастить свое влияние в таких не-западных регионах, как Северная Африка и Ближний Восток.
Когда RT cформировал международный бренд и обрел определенное влияние в различных регионах планеты, президент Путин, всегда уделявший огромное внимание задаче наращивания «мягкой силы», самолично запустил третий этап продвижения канала: превращение RT в настоящего «мастодонта» мировых новостей.
Чтобы добиться этого, 9 декабря прошлого года Путин подписал указ, озаглавленный «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации». В рамках этого указа создавалось новое новостное агентство «Россия сегодня». Ради создания новой структуры Путин пошел на ликвидацию «Голоса России», первого в мире международного радио, только что отметившего свою 84-ую годовщину. В новое агентство также должно было влиться одно из старейших новостных изданий страны — Российское агентство международной информации «РИА Новости». С точки зрения влияния и узнаваемости бренда, новая структура совершенно затмила своих «старших братьев». Не отходя от норм функционирования СМИ, российское правительство собрало под одной крышей целый ряд ресурсов, из традиционного информационного телеканала превратив RT в платформу для международных российских СМИ.
Российское правительство отлично понимает, что информационное влияние является важной составляющей «мягкой силы» государства. Более того, оно сделало наращивание этого влияния частью государственной стратегии. Вице-премьер РФ (так в тексте — прим. пер.) Сергей Иванов заявил, что одновременно с усилением планирования на самом высоком уровне цель слияния и реорганизации информационных агентств заключалась в повышении эффективности работы государственных СМИ и более рациональном использовании бюджетных средств, выделяемых информационным ресурсам, которые вещают за рубеж.