Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Где больше стресса — дома или на работе?

© Фото : Fotolia, Phatic-PhotographyСтресс
Стресс
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По словам социолога, дом с его хаосом, стрессом, угрюмыми детьми, обидчивыми супругами и бесконечными домашними делами постепенно превращается в работу. Дом, который некогда был священным местом покоя и отдыха, стал для людей тем местом, где они испытывают гораздо больше стресса, чем на работе. И теперь у ученых появились данные, доказывающие, что она была права.

В своей книге 1997 года под названием «Узы времени» (Time Bind) социолог Арли Хохшильд (Arlie Hochschild) поколебала основы традиционных понятий семейной жизни, высказав мысль о том, что для многих родителей работа становится все более похожей на дом — на место, где царят порядок, к которому они чувствуют привязанность и где они сознательно проводят много времени. «Я прихожу на работу, чтобы расслабиться», — призналась ей одна женщина. По словам Хохшильд, дом с его хаосом, стрессом, угрюмыми детьми, обидчивыми супругами и бесконечными домашними делами постепенно превращается в работу.

Хохшильд поразила всех, заявив, что дом, который некогда был священным местом покоя и отдыха, стал для людей тем местом, где они испытывают гораздо больше стресса, чем на работе. 

И теперь у ученых появились данные, доказывающие, что она была права.

В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в Journal of Science and Medicine, ученые тщательно измеряли уровень содержания гормона стресса, кортизола, у самых разных людей в течение дня. Полученные ими данные наглядно демонстрируют, что как мужчины, так и женщины испытывают на работе гораздо меньше стресса, чем дома.

Кроме того, те женщины, которых ученые обследовали, признались, что на работе они чувствуют себя более счастливыми. Между тем, мужчины, как правило, говорили, что более счастливыми они себя чувствуют дома.

«Мы обнаружили значительное гендерное различие, — сказала Сара Дамаск (Sarah Damaske), социолог и профессор феминологии из университета штата Пенсильвания, которая была одним из соавторов этого исследования. — Женщины чувствуют себя гораздо более счастливыми на работе, чем дома. А мужчины дома чувствуют себя лишь немного более счастливыми, чем на работе».

По словам Дамаск, результаты исследования оказались шокирующими. Большинство людей называют работу главным источником стресса в их жизни.

Между тем, выводы ученых — у испытуемых пять раз в день брали образцы слюны на анализ, чтобы определить уровень содержания кортизола, кроме того они должны были носить специальные устройства связи, чтобы сообщать ученым о своем настроении – подтверждают результаты более ранних исследований, доказавших, что работающие люди могут похвастаться более крепким физическим и психическим здоровьем, чем те, кто не работают. Кроме того, женщины с детьми, которые работают на полную ставку в тот период времени, когда им за 20 и за 30, к 45 годам чувствуют себя более здоровыми в физическом и психологическом смыслах, чем те матери, которые работают с неполной нагрузкой или сидят дома с детьми.

«На работе люди должны выполнять конкретную задачу. Они способны сосредотачивать свое внимание и завершать задания, независимо от того, какие у них доходы. Им не нужно выполнять несколько задач одновременно, — объясняет она. — Мы привыкли думать: чтобы работа приносила удовольствие, она должна быть профессиональной, однако на самом деле люди с низким уровнем доходов испытывают на работе меньше стресса».

По ее словам, исключениями являются люди с высоким уровнем дохода: как мужчины, так и женщины продемонстрировали более высокий уровень содержания кортизола на работе и признались, что дома они чувствуют себя счастливее.

Но почему тогда большинство людей испытывают больше стресса дома?

«Дома у вас гораздо больше задач, — объясняет Дамаск. — Довести какое-нибудь дело до конца — это целая проблема».

Эти выводы внушают довольно серьезное беспокойство. Стресс и повышенный уровень таких гормонов, как кортизол, связаны с повышением кровяного давления, развитием диабета, заболеваний сердечнососудистой системы, ожирением, воспалениями и раком. Согласно результатам прежних исследований, кортизол может вести себя как инфекция и подобно вирусу заражать всех членов семьи. Он может даже приводить к изменениям ДНК у детей.

Но прежде чем думать, что родители и матери в частности — это бессердечные трудоголики, которые предпочитают все свое время проводить в офисе или на работе, жертвуя радостями общения с семьей, вспомните следующее: и мужчины, и женщины испытывают гораздо меньше стресса в выходные, когда они находятся дома, чем в рабочие дни.

О чем это говорит? Это вовсе не доказывает, что люди предпочитают находиться на работе, а не проводить время дома или с детьми. Это говорит о том, что попытки совместить это в рамках одного дня становятся источником стресса. Нас убивают именно попытки совместить работу и дом.

«Я не считаю, что источником стресса является дом и семья. Когда вы находитесь дома в субботу, вы не работаете. Вы гуляете в парке, занимаетесь стиркой. Ваш день проходит без спешки, — говорит Дамаск. — Я считаю, что именно сочетание работы и дома заставляет людей испытывать стресс в рабочие дни». 

И мне ее точка зрения кажется вполне обоснованной. Однажды, когда мой муж Том, военный репортер, был в зарубежной командировке и освещал очередной эпизод войны в Афганистане, он послал мне свою фотографию, на которой он был в какой-то глуши. Он сидел на металлическом ящике — это была его койка. На нем был бронежилет, и, судя по виду, он не принимал душ в течение нескольких дней. Но при этом он казался совершенно счастливым. Моя реакция шокировала меня: я ему завидовала. Тогда я думала: все, что ему нужно сделать после пробуждения утром, это пойти на работу. А в моем мире я просто трещала по швам, изо всех сил пытаясь совместить мою работу, уход за детьми, дом и починку бытовой техники.

По словам Тома, то же самое он слышал от солдат и морских пехотинцев, у которых ему доводилось брать интервью: в некотором смысле гораздо проще быть где-нибудь в расположении и заниматься чем-то одним — и неважно, насколько это опасно, чем дома, в вихре работы, походов по врачам, оплаты счетов и непредсказуемых дошкольников. 

И, несмотря на то, что, как утверждает Дамаск, их выводы противоречат общепринятой точке зрения, в некотором смысле они вполне предсказуемы. Задумайтесь. Хотя гендерные роли сместились уже остаточно сильно, чтобы женщины могли идти работать, мужчины не стали делать больше работы по дому, чем прежде. Таким образом, женщины не только должны нести на своих плечах бремя домашней работы и ухода за детьми, но и брать на себя ответственность за планирование, организацию и отслеживание всего этого. Таким образом, дом превратился в рабочее место, где существуют весьма жесткие требования. И без достаточно мощной поддержки это рабочее место будет, скорее всего, приносить вам одни разочарования и заставлять вас чувствовать себя ничтожной и недооцененной в конце рабочего дня.

«На работе женщины чувствуют себя более счастливыми, потому что там у них только одна роль, — написала мне в электронном письме Наннетт Фондас (Nannette Fondas), автор книги «Идеальное рабочее место» (The Custom Fit Workplace), которая изучает экономику и социологию труда. — Дома женщины вынуждены брать на себя множество ролей, таких как ведение домашнего хозяйства, родительство и поддержание эмоционального здоровья семьи. Социологи называют это второй и третьей сменой. Несомненно, сейчас мужчины постепенно начинают брать на себя некоторую часть второй смены (забота о детях), но они все равно делают гораздо меньше женщин. Поэтому женщинам необходимо стараться ограничить стресс на работе. Возможно, множество мужчин испытывают меньший стресс и чувствуют себя более счастливыми дома, потому что, если сравнивать с их нагрузкой на работе, домашняя нагрузка кажется им незначительной».

Лиз О’Доннелл (Liz O’Donnell), которая взяла интервью у множества женщин в процессе подготовки материалов для своей книги «Руководитель, мама и горничная» (Mogul, Mom & Maid), считает, что, вероятнее всего, нереалистичные, завышенные ожидания также играют определенную роль в том, что женщина чувствует себя дома более несчастной, чем на работе.

«Женщины ощущают необходимость соответствовать тому образу матери, который внушает им пресса — телевизионные шоу и реклама — или быть такой матерью, которая похожа на их собственную. Но для современной мамы это нереально, — пишет она в своем электронном письме. — Сегодня женщины сталкиваются с давлением со всех сторон и ведут такой образ жизни, который коренным образом отличается от образа жизни женщин предыдущих поколений. То же самое можно сказать и о мужчинах. Ожидается, что мужчина должен добиться успеха на работе и стать надежным кормильцем семьи. Возможно, мужчины и женщины чувствуют себя счастливее в той области, где они сталкиваются с меньшим количеством ожиданий».

Что же делать? 

Дамаск и ее соавторы утверждают, что лучший способ уменьшить уровень стресса — это сделать процесс совмещения ролей более управляемым. А этого в свою очередь можно добиться, разработав определенную трудовую политику, такую как, к примеру, «Рабочая среда, нацеленная только на результаты» (Results-Only Work Environments, ROWE), в рамках которой учитывается только показатели эффективности работы того или иного сотрудника, а не то, как, когда и где он эту работу выполнил. Как показали исследования, проведенные Национальными институтами здоровья, внедрение ROWE позволяет существенно снизить уровень стресса, улучшить здоровье и настроение сотрудников, а также повысить степень их увлеченности своим делом.

«Я знаю, что сейчас кажется, будто мы застряли на одном месте, будто мы до сих пор живем в эпоху организаторов-бюрократов 1950-х годов, — говорит Дамаск. — Но чем больше мы узнаем, чем больше мы прислушиваемся к людям, таким как представители поколения двухтысячных, которые хотят выполнять значимую работу и не хотят жертвовать ради работы своей личной жизнью, тем больше мы сможем изменить».

Давайте к этому стремиться — если не ради себя, то, по крайней мере, ради своих детей.