Несколько дней тому назад в Тегеране прошел митинг с участием некоторой части столичных жителей, выступающих в защиту ношения хиджаба и женского достоинства. Участники акции держали в руках плакаты разного содержания и на некоторых из них было требование к чиновникам и кинематографистам отчитаться за свою работу в плане распространения культуры хиджаба после победы Исламской революции. И действительно, сделали они хоть что-нибудь для этого?! Газета Javan решила провести свой анализ этой проблемы, с результатами которого и предлагаем ознакомиться нашим читателям.
Хиджаб представляет собой один из самых ценнейших культурно-социальных символов цивилизации исламского Ирана, история которого уходит еще в домусульманский период. Однако именно с приходом ислама ношение хиджаба стало высшей нормой и получило полное признание в обществе. Хиджаб, связанное с ним женское достоинство и целомудрие являются важнейшими принципами исламского учения, поэтому крайне необходимо принимать во внимание культурно-социальные условия формирования этой традиции, а для ее распространения необходимо проводить глубокую и регулярную воспитательную работу в семье, школе, институте и других общественных сферах. Вполне очевидно, что при благоприятных социальных условиях для интерпретации хиджаба как некой ценности, которой необходимо следовать в обычной жизни, должны существовать внутренние потребности к этому внутри самих людей. Разумеется, что для достижения данной цели важно регулярное участие и серьезное отношение к проблеме всех социальных институтов общества.
Среди всех прочих средств массовой информации особое месте в плане объяснения достоинств таких принципов, как хиджаб и женское достоинство, отводится кинематографу и телевидению как наиболее эффективным способам реализации определенной культурной стратегии. Ввиду этого вполне логично было бы ожидать от представителей кинематографических и телевизионных кругов, чтобы за 35 лет, которые прошли после победы Исламской революции в Иране, они реализовали какие-либо проекты, посвященные развитию культуры хиджаба. Однако, к сожалению, вплоть до сегодняшнего дня они пренебрегают данным культурным аспектом, не включая его даже в долгосрочные планы своей работы. Более того, касательно трактовки темы хиджаба и женского достоинства в кинематографе и на телевидении существуют явные противоречия и какие-либо позитивные оценки этого аспекта пока еще не нашли своего воплощения.
Известны высказывания вождя Исламской революции имама Хомейни, сделанным им после победы над монархическим строем, о том, что «мы не против кинематографа, мы против разврата» и «телевидение — это университет для народа». Эти наставления учат тому, что при помощи активных профессионалов, работающих в этих областях и разделяющих революционные взгляды, данный культурный аспект можно реализовать и направлять в рамках исламских убеждений и религиозной культуры. Миссия кинематографа в объяснении смысла хиджаба и женского достоинства весьма сложна, потому что первоначально необходимо разобраться в сущности и технологии этой отрасли, а также содержательной тематике транслируемого материала. Подобная целенаправленность в деле использования киноиндустрии может реализовать задачу по повышению уровня культуры среди масс и, в частности, укреплять традицию ношения хиджаба. Отметим, что до Исламской революции в иранском кинематографе наблюдались совершенно обратные тенденции. Тогда в большинстве кинофильмов акцент делался на женскую привлекательность, употребление спиртных напитков, популярную музыку и танцы. Подобную продукцию было принято называть «персидскими фильмами» и они имели довольно большую зрительскую аудиторию. После победы революции в 1979 году начались серьезные преобразования, а новая Конституция Исламской республики Иран установила жесткие религиозные, культурные и мировоззренческие принципы. Однако внутри кинематографа не произошло перемен, которые могли удовлетворить запросы «исламского общества». Пока что культура хиджаба и женского достоинства не нашла достойного воплощения в киноискусстве. За исключением работ лишь некоторых кинематографистов, все прочие попытки осветить данный аспект в художественных фильмах вряд ли можно признать удачными. Доказательством данного утверждения является тот факт, что все чаще актрисы, задействованные при съемках той или иной картины, появляются на экране в недостаточном, с исламской точки зрения, одеянии. Аналогичные кадры появляются и в средствах массовой информации, при этом преподносятся они как некий образец, который задают наиболее заметные представители культурной среды. Наиболее ярким примером нарушения принятых общественных норм и насмешки в адрес национальных и мировоззренческих ценностей в плане соблюдения хиджаба являются участившиеся в последнее время выпады некоторых иранских актеров, актрис и прочих деятелей киноискусства во время их участия в разного рода иностранных кинофестивалях. Между прочим, нелишним будет напомнить, что вся эта публика обязана своей нынешней известностью как раз народу своей страны и государственному финансированию.
Конечно, неверно утверждать, что аморальны, с этой точки зрения, абсолютно все иранские фильмы и телесериалы. Действительно, в некоторых из них уделяется внимание развитию культуры хиджаба, однако из всех этих картин можно сделать лишь вывод о том, что сегодня общая тенденция художественной среды заключается в пренебрежении исламскими нормами в одежде. Между тем культура ношения хиджаба неразрывно связана с соблюдением женского целомудрия, поэтому вполне естественно, что когда в фильмах и сериалах последнее уходит на второй план, а религиозные сущности предаются забвению, искусство начинает содействовать нарушению общественной нормы ношения хиджаба. Тем не менее, реальность такова, что демонстрация в фильмах свободных отношений между юношами и девушками, агрессивного поведения друг с другом членов одной семьи и ненадлежащее соблюдение актрисами норм хиджаба приводит к нарушению данной нормы внутри общества и даже пренебрежению женского достоинства на уровне семейных отношений. В современных условиях в целях достижения высоконравственной жизни и должного уважения к ирано-исламским ценностям является необходимым привлекать к тематике художественных фильмов и телесериалов различные религиозные аспекты, поэтому кинематографисты в своих работах должны учитывать все основные принципы ислама.
К сожалению, вопреки многочисленным требованиям общественности, доля производства продукции, целью которой является «объяснение и необходимость соблюдения хиджаба и женского достоинства», несопоставима с достижениями других, менее значимых областей современного общества, таких как экономика либо высокие технологии. Конечно, по большей части данная критика направлена в адрес всех деятелей искусства и кинематографа, особенно тех из них, кто больше других претендует на ценностное и мировоззренческое содержание своих работ. Дело в том, что наибольшие ожидания обычно связываются как раз с теми деятелями, которые более остальных заявляют о своей приверженности шариату, религиозным и национальным ценностям. Напротив, те, кто позиционируют себя псевдо интеллигентами на западный манер и сторонниками гуманизма и материализма, вряд ли окажутся способными смягчить свои сердца и заговорить о высоко духовной нравственности!
На утверждение парламента Исламской республики Иран уже отправлен проект бюджета на 1393 года по иранскому календарю (21 марта 2014 – 20 марта 2015), но в него отдельной статьей не внесен расход средств на развитие и укрепление культуры ношения хиджаба. К сожалению, депутаты парламента никак не протестуют по этому поводу, в то время как на Министерство культуры и исламской ориентации Ирана возложено более 20 конкретных обязанностей. К их числу относятся контроль за надлежащим использованием национального мусульманского одеяния в кинофильмах, предотвращение рекламы такой продукции, которая противоречит культуре ношения хиджаба, внедрение образцов, соответствующих данной культуре, недопущение появления отрицательных модных тенденций в продукции культурного содержания, помощь в издании профессиональных публикаций на тему исламской одежды, меры по их продвижению на мировом уровне посредством интернета и так далее. Тем не менее, остается без ответа следующий вопрос: могут ли Министерство культуры и исламской ориентации и прочие подобные учреждения Ирана поручиться, что современный национальный кинематограф распространяет культуру ношения хиджаба и связанного с ним высокого представления о женском достоинстве?