Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вирусы вылечат рак?

Как сообщили на этой неделе американские ученые, им удалось добиться устойчивой ремиссии рака костного мозга у 49-летней женщины после инъекции большой дозы модифицированных вирусов кори

© Фото : Public DomainМаммография
Маммография
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как сообщили на этой неделе американские ученые, им удалось добиться устойчивой ремиссии рака костного мозга у 49-летней женщины после инъекции большой дозы модифицированных вирусов кори. Как вирус может убить рак? Стоит ли рассматривать достигнутое как значимый прогресс в лечении этой болезни?

Atlantico: Как сообщили на этой неделе американские ученые, им удалось добиться устойчивой ремиссии рака костного мозга у 49-летней женщины после инъекции большой дозы модифицированных вирусов кори. Как вирус может убить рак? Стоит ли рассматривать достигнутое как значимый прогресс в лечении этой болезни? 

Марк Грегуар: Если точнее, речь идет о ремиссии в течение непродолжительного периода времени (шесть месяцев) после терапии. Кроме того, в ней был использован не непосредственно вирус, а вакцина против кори. 

Это очень важный момент, потому что некоторые свойства вируса отличаются от свойств вакцины. 

Так, для защиты от иммунной системы раковые клетки формируют на поверхности особые рецепторы, которые становятся преградой для нашего иммунитета. Тем не менее, тот же самый рецептор (в нашем случае это CD46) может послужить точкой входа для вакцины от кори. Чем больше рецептора CD46 находится на поверхности клетки, тем активнее она будет заражена измененным вирусом (вакциной). Это заражение впоследствии ведет к гибели раковой клетки. Кроме того, мы знаем, что уничтожение клетки вакциной может повлечь за собой бурную реакцию иммунной системы. А это означает дополнительное лечебное воздействие и повышает эффективность противоопухолевых процедур. Такой терапевтический подход можно, безусловно, рассматривать как прогресс в лечении рака. Он позволяет вести точечную борьбу с раковыми клетками, сохранить здоровые клетки и на длительный срок предотвратить появление новых опухолей. Такая новая терапевтическая методика сулит большие надежды. Хотя мы еще далеки от излечения рака, нам впервые удалось доказать практическую эффективность вакцины от кори для лечения и даже излечения рака.    

 

— Могут ли вирусы стать решением в лечении некоторых видов рака? Какие вирусы подходят для определенных типов этой болезни? 

— В новом исследовании были использованы вакцины, то есть ослабленные вирусы, которые сохраняют часть своих изначальных свойств. Эти качества позволяют направить их на раковые клетки, как это видно на примере вакцины от кори. Как бы то ни было, вакцины — это все равно вирусы, пусть даже измененные и ослабленные. Такой вирус кори использует раковую клетку для собственного роста и размножения, а затем нападает на соседние клетки.

Мы с доктором Фредериком Танжи (Frédéric Tangy) из парижского Института Пастера доказали наличие ответа иммунной системы на зараженные раковые клетки. Это свойство «вирусотерапии» очень важно, потому что позволяет бороться с опухолями. Сегодня у нас не говорят «такой-то вирус для такого-то рака», а описывают скорее онколитические свойства некоторых вирусов в борьбе с определенными видами рака. Сейчас наблюдается бурное развитие «противоопухолевой вирусной терапии» и применения «онколитических вирусов». 

Американцы доказали относительную, но вполне реальную эффективность вакцины от кори в лечении рака яичника и глиобластомы. Во Франции мы подтвердили, что это может работать в лечении рака легких, кишечника и мезотелиомы (рак плевры, возникающий из-за контакта с асбестом). Сейчас рассматривается применение против других видов рака, и проводятся испытания других вариантов вакцины от кори для потенциального улучшения ее терапевтического действия.     

 

— С какими рисками связана инъекция вирусов?

— При использовании вакцины от кори никакой опасности нет. Она существует с 1960-х годов, и через вакцинацию прошли миллионы детей и взрослых без каких-либо последствий помимо активизации иммунитета для борьбы с корью. Таким образом, есть все основания утверждать, что эта вакцина стабильна, и что ее можно использовать в больших дозах, как это было в исследовании. 

К настоящему времени через испытания терапии вакциной от кори прошли около 100 человек без каких-либо отрицательных последствий для здоровья.   

 

— О противораковой вирусной терапии с использованием измененных патогенов начали говорить еще в 1950-х годах. Как с тех пор изменился подход? Стоит ли ждать новых достижений? 

— Благодаря современным технологиям мы проводим больше испытаний вакцины и можем более полно контролировать результат. Конечный продукт, который вводится пациенту, должен отвечать самым разным критериям безопасности. Во многих случаях испытания терапевтической эффективности сначала проводились на клетках, а затем на животных. В таких инновационных способах лечения пациентов принимаются всевозможные меры предосторожности. Во-первых, это проверка последствий увеличения дозы с пристальным наблюдением за пациентом. Затем в течение нескольких недель и даже месяцев проводятся биологические и иммунологические анализы, которые позволяют лучше оценить эффективность нового лечения. Это дает разнообразные научные данные, которые способствуют улучшению терапевтических свойств предложенной вакцины.    

 

— Как обстоят дела с исследованиями во Франции? 

— Во Франции исследования в данной области начались примерно 10 лет назад. Тем не менее, пока что у нас существует еще очень мало лабораторий, которые специализируются на вирусной терапии, а вакцину от кори используют и того меньше. В 2005 году мы наладили сотрудничество между нашими специалистами из Национального института здравоохранения и медицинских исследований и Институтом Пастера. Вакциной же занимается компания Transgene. 

Недавно в Оксфорде прошел съезд специалистов по онколитическим вирусам. Там было 250 человек, и среди них, к сожалению, оказалось очень мало французов… Американцы далеко продвинулись в этом направлении, а некоторые европейские страны вроде Германии и Англии начинают проявлять к нему самый пристальный интерес…  

 

Марк Грегуар (Marc Grégoire) — директор по научным исследованиям Национального института здравоохранения и медицинских исследований.