Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сибирские лагеря и «нет войне»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкИсправительно-трудовой лагерь в Воркуте
Исправительно-трудовой лагерь в Воркуте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нам нельзя забывать об ужасной истории сибирских лагерей. Около 600 тысяч японских военных и гражданских пленных были депортированы в концентрационные лагеря Сибири, где они вынуждены были работать в тяжелейших условиях. Лишь сегодня мы узнаем их имена. Но сейчас, когда некоторые политики говорят об «активном пацифизме», не менее важно помнить и об ужасах войны.

Никогда нельзя забывать об ужасной истории сибирских лагерей. Около 600 тысяч японских военных и гражданских пленных были депортированы в концентрационные лагеря Сибири, где они вынуждены были работать в тяжелейших условиях. В чужой земле нашли свой конец более 50 тысяч человек, и их боль невозможно выразить простыми цифрами. Кем были эти погибшие? Мы забываем об этих важных вещах и используем вместо имен людей цифры, это неуважительное и пренебрежительное отношение к жертвам. Цунэо Мураяма, сам бывший узник лагерей, перешел от таких мыслей к действиям тогда, когда ему исполнилось семьдесят лет.

В советских материалах были списки имен, записанных японской азбукой катакана, но среди них было множество никому не понятных фамилий. Мураяма потратил одиннадцать лет на сверку бесконечных материалов и составил список из 46300 имен по 864 лагерям. Книга со всеми фамилиями, которую он выпустил на свои деньги, весила два килограмма. 70% имен в ней были записаны иероглифами.

Этот труд всей его жизни был представлен в заметке «Памятник из бумаги». «Я высекал имя за именем, используя вместо камня бумагу», — писал Мураяма. Неделю назад он умер в возрасте 88 лет.

В другой книге, содержащей послания военного поколения, написано: «Не говорите просто слово „мир“. Если говорите, то обязательно добавляйте перед ним слова „нет войне“, „против войны“, „не допустим войну“. Наше поколение с детства думало о „войне во имя мира“, что обернулось взаимоуничтожением».

В той книге также говорится: «Хотим, чтобы в будущем мир уважал Японию как страну с высокими моральными принципами». После войны минуло 69 лет, пришло время, когда политики, не знающие войны, говорят об «активном пацифизме». Нельзя забывать о правде, завещанной нам в словах предыдущих поколений, нужно думать о счастье следующих поколений.