Незадолго до мессы 25 мая глазам предстала одна картина. Невероятно сильная картина. Папа Франциск прислонился лбом к холодному бетону стены, которая разделяет Израиль и западный берег реки Иордан со времен второй интифады в начале 2000-х годов. Он молча молится, а его, казалось бы, спокойное лицо несло на себе груз печали всех палестинцев. Этот впечатляющий и в то же время политический жест был воспринят как таковой всеми присутствовавшими сторонами.
Некоторое время спустя, после праздничной службы в Вифлееме, папа пригласил лидеров Палестины и Израиля приехать «помолиться за мир в доме в Ватикан». Эта небывалая инициатива, которую в тайне готовили последние несколько недель, стала чем-то вроде последнего средства для выхода из нынешней «все более неприемлемой ситуации». Главы обоих государств согласились и отправятся в Рим 6 июня.
Сегодня, после многих лет безуспешных переговоров, «дорожных карт» и не соблюдаемых ни одной из сторон договоров, нет никаких гарантий, что новая встреча приведет хоть к каким-то политическим подвижкам (к тому же, президентский срок Шимона Переса истекает уже в июле). Как бы то ни было, она в любом случае свидетельствует о возвращении ватиканской дипломатии на мировую арену. Назначение на пост государственного секретаря профессионального дипломата Пьетро Паролина (Pietro Parolin) тоже прекрасно вписывается в эту новую логику. Хотя, конечно, куда большую роль играет личность самого Франциска, которому свойственна активность в дипломатической сфере.
«Папа знает, что у него нет политической власти»
В отличие от предшественника он регулярно встречается с послами при Святом Престоле и поддерживается связи с нунциями по всему миру. А та быстрота, с которой он обосновался на международной арене, позволяет ему формулировать предложения подобного рода. «Будь то международные отношения или экология, ему удалось стать настоящим лидером всего за несколько месяцев», — отмечает специалист по Ватикану Игнацио Инграо (Ignazio Ingrao).
Но если отойти от слов, есть ли у Ватикана какие-то средства для подкрепления дипломатических амбиций? «Папа знает, что у него нет политической власти, — заявил в воскресенье в Вифлееме его пресс-секретарь. — Тем не менее, он является нравственным авторитетом, который по-своему, через молитву, может пригласить на встречу представителей конфликтующих сторон».
В недавней истории Ватикана отводится большое место вкладу Иоанна Павла II и его поездок по Восточной Европе в крушение советской империи. В далеком прошлом глубокий след оставил Франциск Ассизский, который в 1219 году отправился к султану аль-Камилю, чтобы попытаться остановить войну христиан и мусульман и обратить того в католическую веру! Как бы то ни было, в делах такого рода папа редко выходил на первый план. Роль посредников обычно играют видные деятели или признанные церковью организации вроде Общины святого Эгидия.
Политические заявления
Франциск явно взял за основу другую стратегию. Его первым шагом на геополитическом поприще стала резкая критика планов по военному вмешательству в Сирии, которые строили французы и американцы в 2013 году. В сентябре папа решил напрямую обратиться к собравшимся на саммит в Санкт-Петербурге представителям большой двадцатки. В адресованном президенту России послании папа Франциск написал следующее: «Я обращаюсь к каждому из присутствующих лидеров с искренним призывом найти средства для преодоления конфликтов и отказа от пустого военного решения». В заключение он выразил надежду на то, что «эти мысли внесут значимый духовный вклад» в результаты встречи.
На его призыв помолиться за мир в Сирии в начале сентября откликнулись десятки тысяч человек по всему миру. В Ватикане приветствовали отмену военных ударов и дали понять, что послание папы тоже могло сыграть свою роль. По каждому случаю, будь то встречи с послами или сообщения в Twitter, Франциск неизменно призывает всех к диалогу и мирному решению. Он вновь подтвердил эту позицию в субботу в Иордании, в первый день поездки по Святой Земле.
По словам самого папы, его турне должно было носить «чисто религиозный» характер, однако оно сразу же превратилось в череду политических заявлений и жестов. С первых же шагов в Аммане папа вновь повторил «настойчивый призыв к миру» в Сирии, которую «опустошает затянувшаяся война». По его словам, «ключом к выходу из конфликта являются диалог и сдержанность, поиск политического решения». Что касается палестино-израильского конфликта, папа особо подчеркнул следующий факт: «Нужно решительно двигаться к миру, даже если каждому придется чем-то пожертвовать».
Папа критикует «незаконную торговлю оружием»
Во время встречи с иорданскими журналистами папа призвал международное сообщество не оставить королевство один на один с «чрезвычайной гуманитарной ситуацией», которую формирует массовый приток сирийских беженцев. Кроме того, в Иордании папа выступил с критикой «незаконной торговли оружием», которая подпитывает конфликты, в том числе и войну в Сирии.
Все эти миротворческие заявления папы затмили его религиозные встречи. После молитвы папы с патриархом Константинопольским Варфоломеем I у Гроба Господня в окружении представителей христианских церквей, которая стала главным официальным событием поездки, прозвучало обязательство продолжить движение по «пути к единству» христиан вопреки «трагическим разногласиям». Этот вопрос тоже даст папе возможность проявить дипломатический талант.