Агрессия России против Украины заставила Европу серьезно задуматься о своей энергетической безопасности. Наибольшее беспокойство у ЕС вызывает непредсказуемость Москвы. В последнее время В.Путин свободно трактует международные соглашения и обязательства страны (например, подписанный в 1994 г. Будапештский меморандум). Поэтому никто не может гарантировать, что в случае ужесточения санкций со стороны Запада в отношении России «Газпром» не отключит Европе газ.
Да, есть «Северный поток», строится «Южный поток», и соответственно Москва понесёт огромные убытки. Но как, комментируя поведение России, отметил российский политический обозреватель Н.Сванидзе: «Мир воспринимается в черно-белых цветах как игра с нулевой суммой, игра двух игроков, нас и Америки. (…) Вот, сейчас мы выстрелили с Крымом, сейчас с Крымом мы вставили Америке! Это наш реванш за поражение в Холодной войне. (…) И все уверены, что Америка – она только тоже сидит и ждет, как бы нам впендюрить. (…) Вот позиция: мы сами изолируемся скорее, чем они это делают с нами».
Когда дело обстоит таким образом, неудивительно, что премьер-министр Польши Д.Туск предложил создать европейский энергетический союз и уменьшить зависимость ЕС от российского газа и нефти, в том числе за счет поиска новых источников энергии – прежде всего в США. «Как только США решат начать экспорт сланцевого газа, ситуация на мировом рынке и на европейском рынке энергоресурсов изменится. Это не только будет способствовать безопасности, но и снизит цены», - отметил глава польского правительства.
При этом Б.Обама в ходе своего европейского визита заявил о готовности «разрешить ежедневный экспорт природного газа в таких количествах, в каких его ежедневно использует Европа», а госсекретарь США Дж. Керри заверил европейцев в том, что «мы будем поставлять больше газа, чем вся Европа потребляет сегодня».
Казалось бы, все отлично. Вот и министр энергетики США в интервью чешскому телевидению подчеркнул, что «речь пойдет об ином источнике поставок, и это окажет давление на других поставщиков газа». Но при этом он отметил, что американский газ, который теоретически может быть поставлен в Чехию, не будет дешевле российского и появится там не раньше конца 2015 г.
Кроме того, как показало исследование американской компании «SanfordC. Bernstein & Co», чтобы отказаться от поставок российского природного газа, cпрос со стороны населения и компаний в Европе должен сократиться на 15 млрд. кубометров, а инвестиции должны составить 215 млрд долларов в течение пяти лет. «Рассмотрев различные сценарии отказа Европы от поставок российского газа, мы пришли к выводу, что ни один из них не является привлекательным. Наш вывод заключается в том, что «лекарство хуже болезни», и нынешнее недовольство по поводу зависимости от российского газа долго не продержится», - констатировали американские эксперты.
Вероятно, примерно такой же позиции придерживаются такие крупные европейские энергетические компании, как «E.ONRuhrgas», «Total» или «Eni». Столько денег было вбухано в «Северный поток». А сколько ещё будет в «Южный»! Столько совместных инвестиций в Европе и в России. И что – перечеркнуть всё это во имя какой-то независимости, к которой бизнес обычно относится более скептически, чем политики (лучший пример, возмущение отдельных литовских предпринимателей по поводу слишком жесткой внешней политики страны в отношении России)!?
Так что – при всём богатстве выбора другой альтернативы нет? Во-первых, хотя американский газ и не будет дешевле, лучше иметь дело с более надежным поставщиком. Во-вторых, 215 млрд долларов в течение пяти лет – это много или мало, учитывая долгосрочные преимущества инвестиции? Например, в России сегодня говорят о том, что западные экономические санкции могут принести пользу, поскольку страна будет вынуждена сделать то, что откладывалось на протяжении долгого времени – инвестировать в национальное производство той продукции, которая сейчас импортируется. Почему бы Европе не сделать то же самое в энергетике? В-третьих, Россия утверждает, что не боится потерять европейских потребителей газа, потому что тогда все пойдет на Восток. Однако в действительности а) Москва потеряет очень много денег, что поставит под угрозу экономическую безопасность страны (уже не говоря о геополитических амбициях В. Путина), б) в Китае Россия не получит такую прибыль как в Европе (даже с учётом последнего контракта, который многие эксперты оценивают как не очень выгодный российской стороне).
Что европейцы могли бы сделать? Во-первых, должен прекратиться психоз по поводу опасности атомной энергии. Во-вторых, каменный уголь. Да, он не экологичен, но можно вложиться в совершенствование технологии. Наконец, нужно активнее развивать альтернативную энергетику (солнце, ветер, биотопливо) и эффективнее использовать традиционные источники энергии.
Вырваться из удобной реальности, сломать закостенелое мышление, преодолеть сопротивление конъюнктурных интересов всегда трудно. Переломные моменты истории – отличный момент, чтобы это сделать. Россия сегодня уже пытается себя мобилизовать, одновременно надеясь на то, что ЕС будет вести себя конъюнктурно и не решится заплатить 215 млрд долларов за свою энергетическую независимость с учётом уже построенных трубопроводов и подписанных договоров, которыми не стоит жертвовать ради «какой-то Украины». Но дорогой препарат, способный вылечить болезнь, лучше, чем энергетический «наркотик», который может привести к «смерти». Поэтому Европе хочется сказать: «Сейчас или никогда!».