Изолировать Россию «невозможно», заявил в субботу вечером президент Владимир Путин за ужином в рамках Петербургского международного экономического форума, на который были приглашены главные редакторы международных информационных агентств. Гостям подали морской язык... из Крыма.
У российского лидера имелись все причины быть довольным собой по окончанию 18-й встречи на русском «Давосе», размах которого явно пошел в гору с 2006 года под руководством Владимира Путина. В понедельник на московской бирже наблюдался подъем. Инвесторы отметили тем самым победу прозападного кандидата Петра Порошенко, с которым связаны надежды на снижение напряженности. Кроме того, их поведение отражает отсутствие страха по поводу международных санкций против России. Индекс ММВБ вернул себе потерянные после аннексии Крыма 15%. Что касается национальной валюты, которая упала в стоимости на 10% с начала года и середины марта, она тоже вернулась к январским показателям в 46 рублей за один евро.
Как бы то ни было, призывы Белого дома бойкотировать мероприятия подтолкнули руководителей нескольких крупных американских компаний к отмене визита. Всего от участия отказались около 30 иностранных бизнесменов, которые изначально были внесены в списки приглашенных.
В их число попал и президент General Electric Джефф Иммельт (Jeff Immelt): по официальному заявлению, он был вынужден остаться во Флориде из-за неотложных дел. Тем не менее, с французской стороны присутствовали такие личности как глава Alstom Патрик Крон (Patrick Kron), Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie, Total), Анри Проглио (Henri Proglio, EDF) и Жан-Франсуа Сирелли (Jean-François Cirelli, второй человек в GDF Suez).
Форум дал главным лицам российской экономики возможность выразить презрительное отношение к тем санкциям, которые приняли США и Европа против российских деятелей и предприятий. Санкции уже не выглядят особенно угрожающими, сыронизировал глава Роснефти (крупнейшая нефтяная компания в мире) и близкий соратник Владимира Путина Игорь Сечин, которому с недавних пор запрещен въезд в США. В субботу Роснефть подписала контракт с британской ВР, которой принадлежит 20% российского предприятия. Договор на сумму в 300 миллионов долларов стал первым соглашением с иностранным предприятием после введения западных санкций. В нем речь идет о создании совместного предприятия, которое будет заниматься добычей сланцевой нефти в бассейне Волги. Сегодня международные нефтяные и газовые компании (в том числе и партнер Роснефти ExxonMobil) как никогда жадно взирают на еще не тронутые огромные запасы углеводородов, в том числе в российской Арктике.
Российские компании со своей стороны нуждаются в западных технологиях и капиталах. Петербургский форум, вероятно, позволил Кремлю напомнить всем о ключевой роли России на международной арене. Как бы то ни было, с начала года утечка капиталов из страны достигла отметки в 64 миллиарда долларов (столько же средств утекло за весь 2013 год), а экономический рост едва ли ощутимо сдвинется с мертвой точки (российское правительство говорит о 0,5% в этом году, а МВФ — в лучшем случае о 0,2%).