Кремль дудит во все фанфары по поводу контракта, заключенного с Китаем на 30 лет, в соответствии с которым Россия будет продавать Китаю 38 млрд. кубометров газа ежегодно.
Контракт с Китаем был для России очень важен в ее противостоянии с Западом, который приступил к санкциям против Москвы. Хотя, в целом, Китай стал для Газпрома приоритетным направлением по нескольким причинам. В том числе и потому, что на евроатлантическом пространстве активно развиваются альтернативные источники энергии, технологии добычи сланцевого газа, что ослабляет позиции России.
Но главное – ослабить воздействие западных санкций. Китай, конечно, не мог упустить момент и не выдвинуть свои условия. О том, что условия контракта оказались невыгодными России, свидетельствует и то, что Кремль не называет цену поставок газа, хотя есть расчеты, что она составила порядка 350 долларов за 1000 кубов, что намного ниже ожиданий России.
Но даже по открытой информации можно судить о том, что Россия лишится многих миллиардов долларов в результате этого контракта. Во-первых, отмена налога на добычу, во-вторых, необходимость инвестировать в трубу более 70 млрд. долларов. То есть, в ближайшие 5 лет Россия должна будет внедрить 55 млрд., чтобы потом, в течение 30 лет, получить 400 млрд.
Россия намерена получить у Китая аванс в 25 млрд., чтобы начать прокладку трубы, говорят даже о вероятности получения кредита.
Однако, в рамках визита Путина были подписаны российско-китайские соглашения по поводу китайских инвестиций в добывающую промышленность Сибири, и это тоже было явно условием Китая. А это значит, что очень скоро на Дальнем Востоке и в Сибири будет накоплен колоссальный китайский капитал, а также население, что полностью изменит демографическую и экономическую картину региона. И никто не удивится, если однажды китайское население станет защищать свои права в Сибири.
То есть, в обмен на газовый договор Россия, фактически, сдала Сибирь Китаю, чтобы похвалиться договором перед Западом. Но в итоге Запад стал очевидцем капитуляции России перед Китаем и постепенного перехода полюса в геополитике от России Китаю.
Этого не мог не понимать Путин, но сейчас для него было важно подписать соглашение, а потом можно трубу не достроить и остановить китайскую экспансию.
У Путина практически не оставалось пространства для маневра, кроме как сдать Сибирь, тем более, что Россия уже давно утеряла влияние в этом регионе.
Не случайно все это не вызвало паники на Западе. Здесь-то прекрасно понимают, что контракт, скорее, ослабит Россию, чем придаст ей сил. Да и Китай в краткосрочной перспективе ничего от этого не получает. Западу сейчас выгодно, чтобы Россия и Китай оставались на позициях взаимного сдерживания, и он, судя по всему, близок к этому.
Но можно заметить, что условия, все же, диктует Китай, что также предпочтительнее для Запада, поскольку Пекин гораздо более прогнозируем в международных делах и настроен на более современную конкуренцию.