В прошлом месяце бывший президент Ассоциации учителей и преподавателей Хэнк Робертс (Hank Roberts) заявил, что Британии следует ввести обязательное обучение шахматам в начальной школе. Он хочет, чтобы дети осваивали эту игру, которая — нечто большее, чем «короли, ферзи, ладьи и т. д.».
Он жалуется, что Британия, в отличие от многих других европейских стран, не считает шахматы спортом. Однако обязательные уроки шахмат в школе есть только в одной из стран мира. Это Армения — маленькое постсоветское кавказское государство без выхода к морю.
Армения не входит в число естественных мировых лидеров. Ее сложные отношения с соседней Турцией произрастают из потрясений времен Первой мировой войны. К тому же она до сих пор находится в состоянии войны с Азербайджаном. Едва ли не единственным ее рупором в наши дни остается семейство Кардашьян, что следует считать палкой (точнее пилочкой для ногтей) о двух концах. Ей трудно заставить себя услышать даже на Кавказе — не говоря об остальном мире.
Всемирный банк считает Армению страной с низшим средним уровнем доходов. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в ней 74 года. 32,4% ее населения живет за чертой бедности. Уровень грамотности в ней составляет 99,6%, и в 2011 году она ввела обязательные уроки шахмат в начальной школе, став единственным государством, которое это сделало.
Для страны, так трагически не справляющейся с современными геополитическими реалиями, шахматы превратились в тренажер для развития стратегического мышления и тактического мастерства. Шахматные навыки в ней развиваются вполне успешно.
«Я не так уж много знаю об армянской модели, но меня поражает, насколько хорошо у детей в Армении обстоят дела с визуализацией, — утверждает автор шахматной колонки Telegraph и глава благотворительной организации "Шахматы в школе и в жилом районе" Малкольм Пейн (Malcolm Pein). — Школьники, которые у нас учились бы в четвертом классе, в буквальном смысле могли двигать фигуры по доске в своих головах. Это многие умеют, но у этих детей получалось просто великолепно».
Пейн, выступающий за обучение шахматам в школах, хочет, чтобы каждый ребенок в Британии за шесть лет начальной школы посетил 30 шахматных уроков. Он пока не стремится выработать обязательную программу, что несколько проще организовать в стране с населением в 3 миллиона человек, чем в Британии, но, тем не менее, очень хвалебно отзывается об армянской схеме.
«Армяне наглядно продемонстрировали, что целую страну можно научить шахматам, — говорит он. — Да, это маленькая страна, однако они действовали на удивление систематически. Они набрали около 300 человек и научили их преподавать игру в шахматы... ведь главное препятствие — нехватка преподавателей».
Армения триумфально выступила на последней Шахматной олимпиаде, что для нее было особенно приятно, так как мероприятие проходило в Стамбуле. Она часто побеждает такие шахматные сверхдержавы, как Россия, Китай, США и Украина. Она также одерживала верх на Шахматной олимпиаде в 2006 и 2008 годах — то есть два раза подряд, так как Шахматная олимпиада проводится раз в два года. Она также входит в число мировых лидеров по количеству гроссмейстеров на душу населения.
Одержимость шахматами охватывает в Армении все возрастные группы. Это наглядно продемонстрировала передача BBC World Service 2009 года под названием «Армения: самая умная страна в мире», в которой, в частности, говорилось, что «четыре поколения» — от «пятилетних детей до седых стариков в темных очках» — пришли смотреть матч с участием чемпиона Левона Ароняна в армянских горах.
Д-р Армен Саркисян, посол Армении в Британии, бывший в 1990-х годах премьер-министром страны, охотно рассказывает о повальной популярности шахмат среди армян: «Моей внучке два года, и одна из ее игрушек — это шахматная доска. Шахматы учат сосредоточенности, дисциплине, тактике и стратегии. Это очень важно».
«Когда мой отец научил меня играть, я был совсем маленьким. Я отлично играл в шахматы и часто выигрывал у стариков, которых нервировало, что их побеждает ребенок... Я помню, в раннем детстве у нас был сосед-пенсионер, и я играл с ним в шахматы с утра до вечера».
Популярность шахмат превращает шахматистов в знаменитости. Сейчас «звездой» шахмат считают взъерошенного и небритого Ароняна. Подростки фотографируются с ним, его сравнивают с Дэвидом Бекхэмом.
Когда гроссмейстер Тигран Петросян впервые стал чемпионом мира (в дальнейшем он удерживал титул с 1963 по 1969 год), это праздновали по всей Армении. Он стал национальным героем.
«Ликовала вся Армения, — вспоминает Саркисян. — На Площади Оперы в Ереване установили большую доску, на которой демонстрировалась игра, и десятки тысяч людей смотрели на нее. За матчами следили все. Это была национальная победа».
«В Советском Союзе было мало возможностей продемонстрировать национальную гордость, однако победа армянина стала предметом гордости для всей нации. Люди пели и танцевали на улицах. Это был естественный порыв, государство ничего не организовывало».
Хотя при советской власти, которая стремилась к триумфу над Западом во всех сферах, Армения активно поставляла стране шахматных чемпионов, ее историческая любовь к шахматам имеет намного более глубокие корни, восходящие к Средним векам.
«Шахматы — древняя игра, которая веками пользовалась в Армении популярностью, — отмечает Саркисян. — В советские времена — в 60-е, 70-е ,80-е годы — она стала еще популярнее».
Действительно, бывший советский гроссмейстер Гарри Каспаров, которого многие считают лучшим игроком в мировой истории, армянского происхождения. Его фамилия изначально звучала как Гаспарян, с классическим армянским окончанием -ян.
Лучшие армянские шахматисты, сейчас побеждающие россиян за шахматной доской, оттачивали свои навыки еще при советской власти. Режим, для которого были характерны агрессивное развитие промышленности и параноидальная атомизация общества, решил, что его благонадежным товарищам следует выучиться ловко двигать деревянные фигурки по доске, раскрашенной как скатерть в стиле семидесятых (вот вам, капиталистические свиньи!).
«Я горжусь Арменией, — заключает Саркисян. — Надеюсь, однажды я смогу так же гордиться Арменией и в других отраслях! Я хочу, чтобы Армения добилась в экономике, промышленном росте, культуре и других областях таких же успехов, как в шахматах. Для этого необходимо много тяжелого труда, усердия и любви».
Есть нечто странное, но занятное в том, что страна, столь неудачно расположенная на кавказской социально-религиозной шахматной доске, добилась таких успехов в игре, в которой главное — достичь позиционного превосходства.
Впрочем, вполне возможно, шахматы именно поэтому и нравятся армянам. Тем, кто долго был пешкой в играх империй — от Османской до Советской — должно быть особенно приятно в итоге поставить мат королю.