Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пробная битва за Донецк

© РИА Новости Наталья Селиверстова / Перейти в фотобанкПредседатель Временного коалиционного правительства Донецкой народной республики Денис Пушилин
Председатель Временного коалиционного правительства Донецкой народной республики Денис Пушилин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К зданию областного правительства Донецкой области приближается человек с пистолетом в руке. За этим телохранителем следует бородатый мужчина в темном костюме и со слегка полноватой фигурой. В руках у него портфель. «Это Пушилин!», — говорят люди. «По телевизору сказали, что вы уехали!» — обращается кто-то к нему. «Там вам и не такое расскажут!» — отвечает Денис Пушилин.

К зданию областного правительства Донецкой области приближается человек с пистолетом в руке. За этим телохранителем следует бородатый мужчина в темном костюме и со слегка полноватой фигурой. В руках у него портфель. «Это Пушилин!», — говорят люди.

«По телевизору сказали, что вы уехали!» — обращается кто-то к нему. «Там вам и не такое расскажут!» — отвечает Денис Пушилин.

Официальный представитель «Донецкой Народной Республики» поднимается на поставленную перед зданием трибуну. На фасаде здания, над баррикадой из шин и нарисованными на стенах граффити, вывешен флаг сепаратистов. Висит тут и пародийная афиша на фильм «300 спартанцев», на которой место царя Леонида занимает полковник Стрелков, большой любитель исторических реконструкций, который сейчас командует войсками мятежников. Тем не менее, атмосфера уже не напоминает военную игру или протест с демонстрацией силы. Авантюра пророссийских сепаратистов на востоке Украины вступила в новую, куда более кровавую фазу. Предыдущей ночью по меньшей мере 43 их бойца были убиты, а десятки получили ранения в ходе сражения в аэропорту.

Пушилин начинает обращение с минуты молчания в память о «погибших вчера наших братьях». Потом он продолжает: «Мы этого не простим! Разве мы сложим оружие?!» «Нет!» — кричит собравшаяся вокруг толпа. Перед зданием правительства самопровозглашенной республики стоит несколько сот человек: горстка бастующих шахтеров, мужчины в военной форме, пожилые женщины, которые требуют, чтобы им дали оружие. Дом, который служит казармой добровольцам сепаратистов, сейчас практически пустует.

Применение авиации


Жители Донецка находятся чуть ли не в шоковом состоянии, как будто они только что поняли, что война пришла в их дом. Большая часть магазинов закрыта. Прямые проспекты этого большого промышленного города практически пустуют. Машин мало, и все стараются как можно скорее вернуться домой. На бульваре Пушкина больше не видно гуляющих людей. В некоторых домах раздают памятки с расположением ближайших убежищ.

Читайте также: Спецоперации в аэропорту Донецка

Бои в аэропорту плохо обернулись для сепаратистов. В понедельник они проникли в здание и потребовали ухода украинских войск из бывшего аэровокзала. Однако украинские солдаты не сложили оружие, как обычно поступали раньше, а начали контратаку с использованием главного козыря: авиации. Широкие улицы и открытые пространства на подходах к аэропорту имени Прокофьева стали идеальным тиром для вертолетов Ми-24 и самолетов «Сухой». Сепаратисты быстро понесли серьезные потери.

Чеченские подкрепления


Около 30 тел было доставлено в местный институт судебной медицины. Трупов оказалось слишком много, чтобы разместить их в холодильниках в морге, и их свалили в кучу в коридорах и секционных помещениях. На всех из них еще надета камуфляжная форма, они покрыты кровью, а некоторые страшно изуродованы, без голов. «Их убили в грузовике у въезда в аэропорт, — говорит Леонид Баранов из совета безопасности Донецкой Народной Республики. — Это были раненые. Сначала по ним нанесли удар с самолета, затем открыли огонь один или два вертолета, а батальон "Днепр" закончил кровавое дело. В аэропорту есть и другие погибшие, но бой продолжается».

Баранов признает, что в рядах сепаратистов сражаются чеченские добровольцы (в частности из батальона «Восток»): «Их есть несколько человек, но большинство наших сил — это местные уроженцы». Раненых приняли в больнице на улице Артема. У ее входа стоит отряд сепаратистов с мрачными лицами. Один из них разговаривает с водителем такси: «Я чеченец. Моего брата убили. Сколько будет стоить увезти его тело обратно в Чечню?»

Кроме того, в боях погибли по меньшей мере два мирных жителя. На центральном вокзале, откуда до сих пор (пусть иногда и с опозданием в несколько часов) отходят поезда на Киев, Днепропетровск и Мариуполь, неизвестный снаряд унес жизни случайной прохожей и охранника. Кто-то бросил букет цветов на тротуар рядом с картонкой, которая едва прикрывает страшное темное пятно. Вокруг раскиданы остатки тел, но ни у кого не хватает духа их собрать. «Я только услышала шум, и женщина умерла, — говорит продавщица сушеной рыбы из соседнего магазина. — Я должна приходить на работу, но мне хочется убежать со всех ног. У меня двое детей. Что происходит? Мы же тут не террористы!»

Жители Донецка со страхом смотрят в будущее. По слухам, в скором времени в ряды сепаратистов должны влиться добровольцы из России. Получить подкрепления может и украинская армия, которая в настоящий момент контролирует периметр аэропорта. По всей видимости, новый президент Порошенко намеревается силой урегулировать кризис в Донбассе. Однако сепаратисты, несмотря на потери, вовсе не собираются сдаваться. Поэтому не исключено, что бои в аэропорту имени Прокофьева были всего лишь прелюдией к более масштабной и кровавой борьбе на улицах Донецка.