Донецк, главный город Донбасса с миллионным населением, в скором времени может превратиться в поле битвы. 27 мая там развернулось ожесточенное столкновение вокруг аэропорта, во время которого, по данным региональной администрации и медицинских служб, сепаратисты потеряли 38 человек. В украинской армии не сообщают о потерях.
В нынешний период эскалации кризиса политические лидеры сепаратистов в Донецке, Славянске и Луганске выходят за все возможные рамки. Их конкурентные амбиции проявляются в разногласиях, резких заявлениях и даже призывах к расправе. Военные же долгое время находились в тени, но теперь выходят на первый план.
Расстрелянный грузовик
Во вторник вечером, 30 часов спустя после начала боев, в окрестностях аэропорта еще раздавались взрывы. В Министерстве внутренних дел сообщили, что снова взяли его под контроль. Улицы в центре города опустели, магазины закрыты. Бассейны, несмотря на их популярность в жаркую погоду, тоже больше не работают, как и знаменитый стадион «Донбасс Арена», гордость укрывшегося в Киеве олигарха Рината Ахметова. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе потеряла связь с четырьмя наблюдателями после того, как те прошли сепаратистский блокпост.
Редкое в нынешнее время скопление людей: порядка 200-300 человек пришли сдать кровь в центр на улице Розы Люксембург. Во вторник власти пытались установить личности погибших, чьи тела в камуфляжной форме свалили в кучу на белый кафельный пол в калининском морге. По данным прокуратуры, 33 сепаратиста погибли в грузовике у моста, который ведет из центра города к местному аэропорту. Их обстреляли с вертолета. Развороченный грузовик до сих пор лежит на дороге.
Расположенная у аэропорта последняя активная военная база армии последние два месяца хранила молчание. Однако в понедельник военные, по всей видимости, впервые получили из Киева четкие указания. Но какие именно? Избранный в воскресенье президент Петр Порошенко говорил о новом формате «антитеррористической операции». Как бы то ни было, обострение ситуации в регионе заметно осложняет широкое применение силы. Какой стратегии нужно придерживаться в борьбе с тысячами вооруженных людей, не задев при этом мирное население?
Вице-премьер Виталий Ярема пообещал, что антитеррористическая операция примет другую форму после вступления в должность президента Перта Порошенко. Одна из приоритетных задач Киева заключается в том, чтобы не дать сепаратистам получить подкрепление. Контроль на границе с Россией будет усилен, чтобы избежать новых проникновений.
Однако в последние недели эту границу едва ли можно было назвать серьезным заслоном. Как сообщают в прокуратуре, среди 45 раненых сепаратистов, которые проходят лечение в городских больницах, лишь восемь являются уроженцами Донецкой области. Остальные пришли из России, Крыма, Чечни...
Дикая дивизия
Во вторник у входа в областную травматологическую больницу, где проходили лечение сепаратисты, стояли шесть чеченских боевиков в военной форме. Один из них крутил пистолет на указательном пальце. Зелимхан периодически заходил внутрь, чтобы наложить свежую повязку на раненую ногу.
Все бойцы говорят, что прибыли сюда неделю назад через Ростов-на-Дону. Они называют себя «дикой дивизией» из 34 человек и утверждают, что действуют «независимо». Во вторник один из них погиб. По их словам, перейти границу было нетрудно. «Наш президент дал приказ, — говорит Зелимхан. — Нас призвали, и мы пришли».
В понедельник президент Чечни Рамзан Кадыров опроверг слухи о том, что отправляет своих людей на Украину. «Чеченцев - три миллиона, и две трети из них проживает за пределами ЧР, в т.ч. на Западе. Мы не можем и не должны знать, кто из них куда едет», — написал он на своей странице в Instagram. Кроме того, на его аккаунте в Facebook появилось такое сообщение: «В Чечне десятки тысяч добровольцев готовы помочь тем, над кем издеваются фашиствующие молодчики, чью кровь проливают незаконные власти Киева».
До понедельника бои в Донбассе ограничивались лишь столкновениями у контрольно-пропускных пунктов и обстрелом армией окрестностей расположенного в 110 километрах к северу города Славянск. В субботу там погибли итальянский фотограф Андреа Роккелли и его переводчик Андрей Миронов. Сепаратисты же сосредотачивают там свои силы последние несколько недель. К ним поступают подкрепления из соседних городов.
21 мая базирующаяся в Горловке хорошо организованная вооруженная группа устроила нападение на расположенный в 90 километрах КПП армии, в результате чего были убиты 16 военных. Эти боевики поддерживают связь со Славянском, однако по большей части действуют независимо и подчиняются лишь человеку, который громко заявил о себе на появившихся в городе в марте первых баррикадах. Это Игорь Безлер по прозвищу «бес».
Русская православная армия
Наконец, 22 мая в деревне Карловка бойцы батальона «Восток» застали врасплох военизированный украинский отряд, который прибыл туда из соседней Днепропетровской области. Эти ополченцы входили в батальон «Донбасс», который сформировал губернатор-олигарх Игорь Коломойский. Им помогали активисты националистического движения «Правый сектор» (некоторые из которых открыто придерживаются неонацистской идеологии).
В воскресенье бойцы батальона «Восток» прошли парадом через центр Донецка, стреляя в воздух из калашниковых в честь «народной республики». По их словам, они подчиняются военному командующему Игорю Стрелкову, российскому гражданину, который разъезжает по окрестностям в черном Mercedes. В понедельник батальон сражался вместе с так называемой «русской православной армией» и волонтерами-сепаратистами. Эта «армия» из плохо подготовленных и вооруженных «солдат» передвигается на допотопных ВАЗах и действует без четкого руководства. Однажды мы видели, как какой-то старик вышел из машины, достал обрез и с яростью выстрелил в сторону аэропорта.