Ситуация в отколовшейся от Грузии республике Абхазия становится немного похожей на Майдан, где тысячи протестующих заставили президента бежать.
Согласно Би-Би-Си, президент Александр Анкваб уехал из столицы – Сухума – во вторник и вернулся в свой родной город Гудаута после того, как протестующие ворвались в его офисы. Как сообщается, лидер ожесточенных протестов - это Рауль Хаджимба, бывший премьер-министр и вице-президент, обвиняющий Анкваба в коррупции и экономических провалах.
Происходящее, как кажется, встревожило Россию, ответ от которой не заставил себя ждать. Газета The Moscow Times сообщает, что Кремль направил Владислава Суркова, известного в качестве путинского «серого кардинала», для переговоров с обеими сторонами в среду. «Российская сторона с вниманием и тревогой следит за событиями в дружественной республике, считает важным, чтобы общественно-политические процессы там развивались исключительно в правовом русле», – заявил ИТАР-ТАСС замминистра иностранных дел Григорий Карасин.
Возможно, у Москвы есть серьезный повод для беспокойства. Абхазия – это одна из многих спорных территорий, которые возникли после распада Советского Союза. Как и большинство этих территорий, Абхазия очень зависима от Москвы. Она также, отколовшись от Грузии в 1992-1993 годах, является одной из самых первых «новых» территорий, появившихся после распада СССР. Официально она объявила независимость после российско-грузинской войны 2008 года, хотя признают ее лишь Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру (а также сами являющиеся непризнанными Нагорный Карабах, Южная Осетия и Приднестровье).
События последних дней создают тревожный прецедент для постсоветских «серых зон» - клуба, к которому недавно присоединился и Крым. Учитывая, что через два десятилетия (после распада СССР) страну все еще разрывают внутренние противоречия и нестабильность, членство в этом клубе кажется гораздо менее привлекательным. Вот что отметил по этому поводу министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в своем микроблоге в Twitter: «В 2008 году Россия своей войной создала так называемую республику Абхазия. Сейчас там царит ужасающая неразбериха».
Однако Абхазия не совсем вписывается в «постмайданный» сценарий. Майкл Сесайр, эксперт Института исследований внешней политики в Филадельфии, объяснил Би-Би-Си, что фактическое изгнание Анкваба было вызвано именно экономическими проблемами и растущими националистическими настроениями. И хотя Хаджимба, возможно, выступает против проводимой Анквабом политики зависимости от Москвы, его национализм не имеет антироссийского характера («В политическом ландшафте там мало места для антимосковских настроений», - отмечает Сесайр). На самом деле среди протестующих наблюдается раскол: некоторые другие эксперты отмечают, что там есть и пророссийски настроенные граждане.
Несмотря на явные отличия Крыма от Абхазии, возникает вопрос о том, какой эффект украинский кризис окажет на последнюю. Возможно, протестующие в Сухуме, наблюдая за беспорядками на Украине, задумались о том, что они тоже могут совершить подобное?