«Газовые» часы начали отсчет последних суток, оставшихся до решения спора с Россией. Вариантов в целом два: или начало новой «газовой» войны с неизвестным результатом, или переход на новые равноправные отношения. Собственно говоря, и перенесение заседания Кабмина со среды на вторник не в последнюю очередь было обусловлено подготовкой к дню Х в двустороннем диалоге.
«29-го числа истекает срок арбитражного урегулирования спора между украинской НАК «Нафтогаз»и российским газовым монополистом «Газпром». Россия не сделала ни одного шага для урегулирования этого спора, времени не осталось», - объяснил ситуацию, открывая вчерашнее заседание правительства, премьер-министр Арсений Яценюк. Позиция самого Яценюка по газовому диалогу на удивление жесткая. «Если до 29-го числа между «Нафтогазом» и «Газпромом» не будет подписано соответствующее соглашение, которое бы отвечало тому предарбитражному требованию, которое Украина отправила почти месяц назад, то это означает, что мы будем встречаться с российским «Газпромом» в Стокгольме в суде», - судя по всему, премьер уже принял - по крайней мере сам для себя - решение судиться. А встреча с членами своего Кабинета требовалась, чтобы выяснить определенные технические моменты относительно самого процесса и вокруг него. А также для обнародования позиции власти.
«Моя позиция по этому поводу является неизменной: мы готовы заплатить за приобретенный газ, это святое дело, - платить по своим обязательствам, - это был главный тезис, который имел целью опровергнуть якобы нежелание Украины выплачивать долг, - только надо документы подписать для того, чтобы заплатить. Это первое». Но самым главным должно было стать заявление о том, что Украина нашла ответ на российские демарши. Как известно, Москва отменила скидку после оккупации Крыма. Мол, если это наша территория, то и никаких льгот за базирование флота у себя дома быть не может.
Киев ответил - может! Яценюк вчера впервые официально привязал «чисто экономический» вопрос - расчетов за газ между двумя субъектами хозяйствования - к политическим реалиям. «Мы хотим услышать ответ от России, в том числе и в вопросе возвращения Украине 2,2 млрд. кубических метров газа, которые Россия украла при помощи Черноморнефтегаза на территории АРК», - таким образом, менее чем через сутки глава украинского правительства воспользовался тезисом, который ранее обнародовали общественные активисты. Иными словами, газ ворует не Киев, как было принято считать, а на самом деле - Москва!
По подсчетам Яценюка, восточный сосед «бросает» нас на немалую сумму. «Это ни много ни мало в ценах российского «Газпрома» - 1 млрд. американских долларов, - сказал премьер и добавил. - Я уже не говорю о сотнях миллиардов долларов, которые Россия украла у украинских граждан аннексией Крыма». В том, что Киев пытается политизировать газовый процесс в Стокгольме, который уже наверняка состоится, сомнений нет. Подтверждение этому - довольно эмоциональный выпад нашего Премьера накануне решающей битвы. «Если мы за справедливость, то будем справедливо, честно и прозрачно разговаривать. А то в России однобокая справедливость», - констатировал Яценюк.
Еще один важный момент: мы не будем вести диалога с Москвой без присутствия третьих сторон. «В современных условиях двусторонние переговоры без присутствия США и ЕС не являются возможными. С ними только сядешь за стол на двоих - обязательно обманут, а потом будут говорить, что так и было, с умным и уверенным лицом», - часть этой фразы Яценюк даже сказал на русском. Премьер настойчиво пытался донести еще один существенный тезис: Украина - часть Европы и европейского процесса, а Россия находится на обочине этого пути. «Россия не является участником Энергетической хартии, Россия не является участником Энергетического сообщества, то есть у нас совершенно разные правовые базы. Украина является участником Энергетической хартии, Украина выполняет третий энергетический пакет, поэтому в рамках этого газового кризиса мы должны по-новому построить энергетический рынок Европы «, - пояснил свое мнение глава правительства. И еще раз напомнил про недавнюю идею: Европа покупает газ на украино-российской границе.
«Это означает, что украинская газотранспортная система должна совместно эксплуатироваться и модернизироваться нашими европейскими партнерами и партнерами из США. Это означает, что украинские хранилища должны быть наполнены газом, и этот газ должен принадлежать украинским, европейским, американским компаниям. Если хочет Россия заходить - пожалуйста, мы дадим всем доступ, так, как этого требует международное законодательство, - сказал Яценюк. Но потом все же дал Путину шанс на диалог, - если появится хоть какая-то светлая мысль у наших российских соседей, то будет подписано соответствующее соглашение между «Нафтогазом» и «Газпромом».
Перевод: Антон Ефремов.