В программе правительства в нескольких местах упоминается о вступлении Армении в Таможенный союз – точно так, как в программе представленной всего года назад (в 2013 г.), упоминались Восточное партнерство и Соглашение об Ассоциации с ЕС.
Например, в разделе «Внешние отношения» отмечается, что правительство выделяет значение «членство Армении в Евразийском экономическом союзе и являющемся его частью Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». В разделе «Политика сферы торговли и услуг» отмечается: «Последовательное осуществление мероприятий, направленных на членство Армении в Евразийском экономическом союзе и являющемся его частью Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, обеспечивая гармонизацию по направлениям: таможенное администрирование, техническая регламентация, санитария, фитосанитария и ветеринария, транспорт и инфраструктуры, тарифное и нетарифное регулирование, торговая политика, финансовая политика, промышленные и агропромышленные комплексы, естественные монополии, энергетика, услуги и инвестиции, защита интеллектуальной собственности, трудовая, валютная политика и финансовые рынки».
О членстве в ТС в программе правительства упоминается еще в нескольких местах. Однако вопрос ТС, казалось бы, будет удостоен судьбы представленного с большим пафосом в предыдущей программе правительства вопроса Соглашения об Ассоциации с ЕС. Над головой ТС – как структуры – сгущаются тучи, уже не говоря о членстве Армении в этой структуре.
Так, возникла серьезная экономическая проблема между Белоруссией и Россией. В рамках ТС Белоруссии предоставляются крайне дешевые нефтепродукты, на основании чего эта страна может производить более или менее конкурентную продукцию. Однако создание и запуск Евразийского экономического союза, запланированный с 1-го января 2015-го года, по логике предполагает одни и те же правила игры в составе всего союза. Авторы этого союза пытаются уподобиться Евросоюзу, и если одни и те же правила игры не будут действовать на всей территории союза, это этот союз будет существовать исключительно на бумаге.
То есть, если Россия будет продавать Белоруссии нефтепродукты по очень дешевым ценам, то должна будет сделать тоже самое и в отношении остальных государств-членов. Однако для России это не очень выгодно, а кроме того, неоправданно с экономической точки зрения. Однако Белоруссия логику развития своей экономики – по крайней мере, на ближайшие 4-5 лет – строит именно на возможности приобретения дешевых нефтепродуктов. Следовательно, Белоруссия решительно восстает против запуска Евразийского экономического союза. А для России запуск этого союза, что связано и с украинскими событиями, получил еще большее политическое значение. В этом споре, как в ходе беседы с нами сказал экономист Ваагн Хачатрян, Белоруссия, как переговорный козырь, использует и вопрос Карабаха – в надежде на то, чтобы что-то выиграть взамен на то, что перечит России.
И другая инициатива России финансового характера стала серьезной проблемой и предметом споров. Россия, как в ходе беседы с нами сказал председатель Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян, пытается собрать в общем фонде ТС суммы не только за счет импорта из третьих стран, но и экспорта в третьи страны. Именно это и стало еще одной причиной для спора с России с Белоруссией и Казахстаном.
И, наконец, кроме этих споров, у Казахстана и Белоруссии есть очень серьезная причина для того, чтобы воспротивиться вступлению Армении и Киргизии в Евразийский экономический союз. Дело в то, что основная часть решений будет принята голосованием. А во время принятия этих решений Армения и Киргизия явным образом встанут на сторону России, и таким образом Казахстан и Белоруссия останутся в меньшинстве. И это является еще одним препятствием на пути вступления Армении в Евразийский экономический союз.
Таким образом, становление Таможенного союза и пока еще не созданного Евразийского экономического союза связано с разрешением очень серьезных проблем. И по этой причине со следующего года членство Армении в этих союзах на данный момент – маловероятно.