К концу вчерашнего дня, а точнее до 18.00, Украина должна была заплатить часть долга за потребленный российский газ. На момент, когда этот номер сдавали в печать, позиции сторон остались неизменными. То есть Украина соглашалась заплатить долг, но при условии, что Москва вернет цену, которая действовала в последнее время, - 268,5 доллара за тысячу кубометров. Зато Российская Федерация соглашалась говорить об определенном снижении цены - не про смену тарифа, а только о предоставлении скидки - на специальной встрече в Берлине 30 мая. Но при одном условии: Киев сначала рассчитается за долги. При этом россияне настаивают: окончательную цену газа стороны должны согласовать до 2 июня. В противном случае будет действовать режим предоплаты за газ, который вступает в силу уже с 3 июня.
Разорвать «заколдованный круг» попытался еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер. По его словам, первая часть долга в сумме 2 млрд. долларов может быть выплачена уже в четверг. Вариантов, где взять деньги, два. Первый предложил тот же Эттингер: европейская финансовая помощь. Второй - министр финансов Александр Шлапак. По его словам, правительство выпустит облигации на сумму 2,16 млрд. долларов, продажа которых позволит Украине рассчитаться за топливо с северным соседом.
Двусторонний кризис должен разрешиться до 3 июня. Именно в этот день Москва пообещала приостановить поставки газа Украине. От этого демарша пострадает не только «враждебное» для России государство, но и Европа, которая сейчас представляет наибольший для «Газпрома» рынок продажи природного газа. И таким он будет оставаться еще долго - до пуска газопровода в Китай. Поэтому от обострения кризиса пострадают все. Украина и Европа - потому, что потеряют энергоносители, Россия - потому, что потеряет и прибыль, и репутацию. Итак, доводить ситуацию до крайностей не выгодно никому. Но и ставки в этой игре являются достаточно высокими, чтобы быстро и безболезненно сдаться при первом требовании «противника». Какие джокеры находятся в рукавах представителей трех заинтересованных сторон и о чем недоговаривают первые лица государств, мы узнаем в ближайшее время.
Зато сейчас уже очевидно, что судебное заседание в Стокгольме состоится при любой погоде! Скажем, «Нафтогаз Украины» уже определился с юридической компанией, которая будет представлять его интересы. Ею стала норвежская фирма Wikborg, Rein & Co DA Advokatfirma, которая будет давать советы украинскому правительству по его линии на судебных заседаниях. Услуги скандинавских юристов обойдутся заказчику в 1,3 млн. евро. Исков два.
Первый - о пересмотре Москвой цен за полученный газ. Его подадут 29 мая, то есть сегодня, если до этого времени стороны не достигнут согласия. Вероятность любого понимания за несколько ночных часов, мягко говоря, невысока. Ну а слабой стороной нашего государства в этом смысле является неуплата за потребленный газ. Судьи, по утверждению экспертов, оценивают такие моменты в пользу ответчика. В нашем случае - «Газпрома».
Второй иск - о получении возмещения в размере 1 млрд. долларов от России за активы «Черноморнефтегаза», который до оккупации Крыма принадлежал Украине.
Тенденции
Болгария - «слабое звено»
Во время того, когда Европа пытается диверсифицировать источники поступления и вводит ограничения на сотрудничество с Россией, некоторые государства ЕС идут вразрез с этой линией. Среди них - Болгария, государство, которое считают самым слабым звеном европейской цепочки. Недавно София практически согласилась участвовать в достройке российского энергетического проекта - газопровода «Южный поток».
«Я заявил членам Европейского совета, что некоторые соглашения по «Южному потоку», которые уже заключены или по которым ведут переговоры, противоречат правилам Европейского Союза», - заявил глава исполнительной коллегии ЕС Жозе Мануэл Баррозу. - Мы, конечно, примем меры по этому поводу». «Сегодня я информировал премьер-министра Болгарии о намерениях Еврокомиссии по этому вопросу. Мы договорились обеспечить выполнение правил внутреннего рынка ЕС не только потому, что так требуют договоры Союза, но и потому, что в случае нарушения правил мы подвергаем риску энергобезопасность Болгарии и Европы, - отметил Баррозу. - У Европейского совета сегодня нет иллюзий относительно того, что ЕК примет меры в любой момент, когда сочтет, что правила внутреннего рынка, в частности в энергетике, нарушаются. Это как раз имеет место в случае соглашений, подписанных Болгарией».
Перевод: Антон Ефремов.