В прошлом русская система образования считалась одной из лучших в мире. Отбор и профессиональное формирование молодежи осуществлялись на основе очень жестких критериев, что обеспечивало наличие умных студентов, которые были выходцами из разных слоев населения. В научных лабораториях сын сибирских крестьян зачастую работал бок о бок с сыном московского интеллигента. Главным был талант.
Сегодня уровень образования и отбора заметно снизился. С концом холодной войны и падением Берлинской стены начались глубокие перемены: великие ученые уехали. Те, кто десятилетиями создавал научные школы, покинули страну. Они уехали, потому что ученые должны работать и действовать в условиях полной свободы.
Многим моим коллегам советский режим стал тесен. Как только у них появилась возможность выехать, они перебрались на Запад, где, по советским меркам, они буквально озолотились. Тот, кто оказался в Америке, столкнулся с некоторыми трудностями, так как там ученый должен заниматься среди прочего поисками грантов: нужно предложить проект и добиться финансирования. Такие задачи в СССР перед учеными не стояли: было достаточно запроса какого-нибудь академика на предоставление человеческих ресурсов и денег, и он их получал без особых проблем. В Соединенных Штатах же ресурсы для исследований нужно искать и находить, и это отнимает очень много времени.
В целом российская наука в последние пятнадцать лет переживала падение. Сейчас начинается минимальный подъем.
Этот подъем слабый и медленный, но подает надежды. Сотрудничество России с Италией особенно активно в области физики, математики и космических исследований, в меньшей степени — в области биологии, которая не столь успешно развивалась в СССР.
Конец холодной войны привел к значительным переменам в научном соперничестве. Россия была ослаблена как держава, и ее перестали рассматривать в качестве «врага». Зато возвысились такие страны как Китай, Корея, Сингапур и Индия, которые успешно развиваются. Кроме того, общество меняется в глобальном плане. В России процесс сближения с Западом идет с трудом, и он неизбежно влечет за собой такие явления как коррупция и организованная преступность.
Эти язвы рискуют затронуть и науку. Раньше все эти явления подавлялись.
Тем не менее, начинают проявляться слабые признаки возрождения благодаря многим ученым, которые тратят имеющиеся в их распоряжении ресурсы на восстановление отношений между двумя странами. Во всяком случае, мы, ученые хотим, чтобы наука в России вернулась на тот высокий уровень, который ее всегда характеризовал в прошлом.
Марио Расетти — заслуженный профессор теоретической физики Туринского политехнического университета, президент фонда Института научного обмена (ISI).