Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. Он угрозы для Европы не представляет, опасна легшая в его основу евразийская идеология.
Президенты России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко 29 мая подписали в столице Казахстана Астане Договор о Евразийском экономическом союзе. Многие тут же вспоминают о распавшемся почти 25 лет тому назад Советском Союзе.
Кремлю такая параллель на руку: россияне должны расценивать договор как еще одно доказательство возрождения мощи России. Население эту стратегию приветствует. Параллельно на Западе возникают страхи перед новым Советским Союзом. И это тоже входит в планы Кремля. Но рассматривать Евразийский экономический союз как новый СCCР было бы ошибкой.
Евразийский экономический союз - это не копия Советского Союза
Инициированный Россией проект евразийской интеграции не выдерживает сравнения с Советским Союзом. Это дальнейшее развитие многочисленных попыток России удержать бывшие советские республики в едином экономическом пространстве после распада Советского Союза. Вот с 1 января 2015 года Россия, Беларусь и Казахстан и намерены работать над свободой перемещения товаров услуг, капитала и рабочей силы.
Но опыт уже существующего Таможенного союза трех этих стран показывает, что каждодневное сотрудничество развивается крайне медленно из-за экономических и политических разногласий, коррупции и отсутствия информации. Пока к России присоединились только Беларусь и Казахстан, в ближайшее время, возможно, к ним примкнут и Армения с Киргизией. Но довольно сомнительно, согласятся ли граждане России на свободу перемещения для жителей нищих центральноазиатских республик.
Без Украины Евразийский экономический союз обречен на провал
Без Украины Евразийский экономический союз на постсоветском пространстве - мертворожденная экономическая идея. Это было в последние месяцы и осталось одной из причин агрессивной политики Москвы по отношению к Украине. Нельзя забывать и о том, что лояльность Беларуси и Казахстана к идее евразийской интеграции не безгранична. Главный мотив Казахстана войти в союз - это вовсе не желание подчиниться Москве, а попытка найти противовес растущему влиянию Китая. Сходные мотивы и у Беларуси, которая пытается проводить политику балансирования между Россией и Евросоюзом.
Нет, Евразийский экономический союз - это не возрождение Советского Союза. И не угроза для «старого» Европейского Союза. Скорее, пожалуй, запланированный внутренний рынок открывает новые шансы для европейских фирм. А если удастся добиться реальных экономических успехов, это поможет улучшить социальное и финансовое положение жителей региона. Так что у европейцев нет причин опасаться создания единого внутреннего рынка России, Беларуси и Казахстана.
Евразийство - новый тоталитарный вызов в Европе
Иное дело - евразийская идеология, политическое влияние которой неуклонно растет после возвращения Путина на пост президента. Она лежит в основе Евразийского экономического союза. Неуклюжий термин «евразийство» и особенно отдельные его составные части будут, хотим мы того или нет, определять политическую дискуссию в Европе в ближайшие десятилетия. Да они определяют ее уже и сегодня.
Дело в том, что набирающие силу в Европе правопопулистские движения с их антилиберальными, ксенофобскими, гомофобскими и антиамериканскими лозунгами прекрасно укладываются в евразийскую идеологию, которую пропагандируют в России. Евразийство сложилось в 20-е годы прошлого века в русской эмигрантской среде из антилиберальных, националистических и антисемитских элементов.
После распада Советского Союза в России вспомнили о евразийстве. Но до недавнего времени оно было уделом юродивых от политики и адептов теории заговора. Однако в высказываниях и в политике Путина начиная с 2011-2012 годов все чаще слышны ссылки на идеологию евразийства. Не случайно же Путин не скупится на похвалы таким правопопулистским партиям, как французский «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен.
Евразийство часто считают отходом России от Европы. Но это ошибка. Евразийство - это концепция другой, а именно антилиберальной и антиамериканской Европы. Вот где, а вовсе не в проекте Евразийского экономического союза, таится угроза для либеральной демократической Европы.
Большинство граждан стран европейского континента еще не осознали, насколько опасными могут быть тут последствия. Европа все еще пребывает в эйфории по поводу окончания холодной войны в 20-м веке. А следовало бы проснуться и начать готовиться - как политически, так и в военном отношении - к новому тоталитарному вызову 21-го века.