Через семь месяцев заработает Евразийский экономический союз, договор о создании которого на минувшей неделе подписали президенты России, Белоруссии и Казахстана. Какие экономические последствия создание этого союза будет иметь для Белоруссии?
По информации БелаПАН, цели участия Белоруссии в Евразийском союзе будут сформулированы в президентской директиве, которая сейчас готовится профильными ведомствами и в скором времени должна быть принята.
Евразийские интересы Белоруссии
Накануне вылета в Астану, где состоялось на минувшей неделе подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, Александр Лукашенко подчеркнул, что подготовленный документ — «не тот договор», который хотела бы видеть Белоруссия.
Официальный Минск, длительное время боровшийся за создание в рамках ЕАЭС единого рынка энергоносителей, пока не достиг своей цели. В Евразийском союзе до 2025 года будут сохраняться так называемые изъятия, то есть свободное перемещение некоторых товаров (в частности, энергетических) откладывается.
Тем не менее, белорусское руководство намерено твердо отстаивать свои интересы в рамках евразийского союза, и планирует принять директиву о своем участии в ЕАЭС, где пропишет видение основных задач и принципов, которые должны быть реализованы в создаваемом союзе. Ниже мы приводим основные моменты, которые белорусским властям представляются наиболее важными в рамках Евразийского союза.
К настоящему времени проект директивы еще не вносился на рассмотрение президиума Совета министров. Вместе с тем, работа над документом уже идет полным ходом и близится к завершающей стадии.
«Директива пока отправлена на доработку. Госорганы высказали ряд замечаний, которые носят, на мой взгляд, непринципиальный характер. В ближайшее время документ должен быть принят», — сказал в минувшую пятницу представитель Белоруссии в Евразийской экономической комиссии, председатель правления Банка развития Сергей Румас, отвечая на вопросы БелаПАН.
В директиве белорусские власти намерены прописать много разных задач, от решения которых будет зависеть, что конкретно получит Белоруссия от участия в Евразийском экономическом союзе. В частности, официальный Минск намерен добиваться отмены действующего порядка перечисления Белоруссией в бюджет России вывозных пошлин на нефтепродукты.
К настоящему времени Москва и Минск договорились, что, несмотря на подписание договора о Евразийском экономическом союзе, Белоруссия обязана перечислять в бюджет России вывозные пошлины на экспортируемые нефтепродукты, произведенные из российской нефти. Правда, в 2015 году, как договорился в мае этого года Александр Лукашенко с Владимиром Путиным, Белоруссия все же сможет оставить в своем бюджете нефтепошлин на 1,5 млрд. долларов.
На этом белорусские власти не намерены останавливаться и уже в 2015 году планируют провести переговоры с Москвой на предмет увеличения данной суммы с 2016-го. В конце концов, официальный Минск хотел бы, чтобы весь объем вывозных пошлин на нефтепродукты (в 2013-м он составил 3,3 млрд. долларов) оставался в белорусской казне, а не уходил, как сейчас, в российский бюджет.
Новый союз консервирует старую модель
Еще одна важная задача, которую видит для себя белорусская сторона в углеводородном направлении — снятие каких-либо ограничений в части объемов закупаемой в России нефти. В рамках Евразийского союза, считают белорусские власти, должны быть отменены количественные ограничения в торговле нефтью, а именно — путем использования механизма утверждения прогнозных балансов.
Как известно, Москва и Минск ранее ежегодно, а с 2013 года — даже каждый квартал, садились за стол переговоров, чтобы определить объем нефти, который Белоруссия сможет получить из России. Поставки углеводородного сырья российское руководство с чем только не увязывало — и с ходом реализации так называемых интеграционных проектов, и с освобождением бывшего гендиректира «Уралкалия» Владислава Баумгертнера.
Сейчас, пользуясь созданием Евразийского экономического союза, белорусское руководство намерено снять все возможные барьеры на пути российской нефти в Белоруссию. Белорусская сторона хочет получить железное право закупать у России весь объем нефти, который необходим для полной загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Данная задача особенно актуальна, учитывая, что белорусское правительство намерено увеличить объем переработки нефти на своих НПЗ.
К слову, в третьей декаде мая между белорусским «Нафтаном» и российским «Сбербанком» был подписан меморандум, в котором российский банк выразил готовность финансировать программу развития белорусской нефтепереработки. Речь идет о создании новых мощностей, которые позволят Белоруссии увеличить объем переработки нефти на 6-7 млн. тонн.
По мнению экспертов, развитие углеводородного вектора в рамках Евразийского союза может законсервировать нынешнюю белорусскую экономическую модель, существование которой во многом зависит от условий поставок и переработки нефти. По оценкам Bloomberg, к 2018 году доля нефтяной составляющей в ВВП Белоруссии достигнет 13,9% (против 0,5% ВВП в 1993-м).
«Ставка на нефтяной сектор снижает стимулы к развитию других отраслей белорусской экономики. По сути это означает консервацию нынешней структуры белорусской экономики», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Эксперт также обращает внимание на тот факт, что основная маржа Белоруссии от развития нефтяного сектора образуется в результате получения углеводородного сырья из России на преференциальных (беспошлинных) условиях.
«Получение российской нефти по рыночным ценам существенно снизит рентабельность белорусской нефтепереработки», — говорит Дмитрий Крук.
Делая ставку в Евразийском союзе на получение российской нефти на преференциальных условиях, Белоруссия тем самым ставит себя в зависимое положение от решений России, объясняет экономист BEROC.
Помимо энергетических ресурсов Белоруссия после подписания евразийского договора получит от России финансовую поддержку. В конце минувшей неделе стало известно, что Банк ВТБ (Россия) по поручению российского правительства выделит Белоруссии в июне кредит на 1 млрд. долларов.
«Российские ресурсы, как показывает современная история Белоруссии, традиционно становятся тормозом для проведения экономических реформ в стране. После получения денег разговоры об экономических реформах в Белоруссии сходят на нет», — говорит экономист Антон Болточко.
Можно ожидать, что вступление Белоруссии в Евразийский союз будет иметь несколько экономических последствий.
С одной стороны, Минск, вероятнее всего, получит сравнительно дешевые энергетические и финансовые ресурсы со стороны России. С другой стороны, возрастет степень экономической зависимости Белоруссии от России, и когда-нибудь Кремль этим обязательно воспользуется.
«Делать из нашей страны дотационный регион, выделять огромные ресурсы и при этом сохранять Белоруссию полностью независимой страной России невыгодно», — говорит Антон Болточко.
По мнению экспертов, рано или поздно за дешевые российские ресурсы Белоруссии придется расплачиваться — собственностью или суверенитетом…