Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Весна в Арктике

Пока на Украине бушуют страсти, Россия планирует экспансию на тающую Арктику. Ставкой в этой холодной войне выступают нефть, золото и даже ледяные горы на дне океана.

© РИА Новости Анна ЮдинаЭкспедиция "Арктика-2012" на атомном ледоколе "Россия"
Экспедиция Арктика-2012 на атомном ледоколе Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа не обижается на Россию, она предпочитает заниматься бизнесом. Особенно в том контексте, что Россия в долгосрочной перспективе делает ставку на разработку Арктики. Это самый большой с точки зрения территории игрок в зоне Северного полярного круга, ее экономика ориентирована на торговлю природными ресурсами, а месторождения в Западной Сибири через какое-то время истощатся.

Хрупкая 27-летняя Александра Харрис (Aleksandra Harris) из Greenpeace никогда не думала, что станет пиратом. Но ее вместе с другими 29 членами организации обвинили в России именно в пиратстве. Когда судно Greenpeace подошло к буровой платформе Газпрома, его пассажиров и команду встретили, как морских разбойников. Возможный срок: 15 лет в одной камере с уголовниками. К счастью, все смельчаки в конце прошлого года вышли на свободу, но перед этим они успели познакомиться с твердой рукой Путина, проведя два месяца в мурманской тюрьме.

«Нас разделили, так что мы переговаривались, выстукивая послания по батареям азбукой Морзе», — вспоминала Харрис. Объяснения, что они хотели всего лишь вывесить баннер, а акция протеста была призвана напомнить, что добыча полезных ископаемых из недр тающей Арктики как минимум неэтична, оказались бесполезны.

Что же Greenpeace, понес поражение? Мир, судя по всему больше взволновал сам факт ареста, чем то, что россияне используют глобальное потепление для увеличения объемов добычи нефти и газа. Когда в апреле Путин торжественно объявил о начале добычи нефти в арктическом Печорском море, особенных протестов не последовало. «Это начало широкомасштабной добычи нефти и минералов в Арктике», — говорил президент работникам платформы «Приразломная». На торжественном мероприятии присутствовали также глава Газпрома Алексей Миллер и Бен ван Берден (Ben van Beurden) из британско-голландской компании Shell.

Видно, что Европа не обижается на Россию, она предпочитает заниматься бизнесом. Особенно в том контексте, что Россия в долгосрочной перспективе делает ставку на разработку Арктики. Это самый большой с точки зрения территории игрок в зоне Северного полярного круга, ее экономика ориентирована на торговлю природными ресурсами, а месторождения в Западной Сибири через какое-то время истощатся. Поэтому на помощь россиянам, реализуя собственные интересы, ставят также американцы. «Это двусторонняя транзакция, — говорит Войчех Якубик (Wojciech Jakóbik), главный редактор раздела, посвященного энергетике, на портале BiznesAlert. — России нужен капитал и соответствующие технологии для добычи в полярных условиях, поэтому она пустила в свою часть Арктики такие компании, как BP, Shell и Exxon Mobil. Путин планирует ввести для них даже налоговые преференции. А в обмен на это США пустили кремлевские компании вроде "Роснефти" в Мексиканский залив, где они будут принимать участие в добыче сланцевых нефти и газа. Одно в обмен на другое».

Ледяной урожай

Экспедиция на Северный полюс


О том, что в Арктике скрываются запасы нефти и газа мы знаем с середины прошлого века. Между тем крупные державы начали проявлять интерес к этой территории только в районе 2000 года, когда появились первые работы, доказывающие, что это сырье можно добывать в условиях 40-градусного мороза. Побороться есть за что, тем более что разработке этих территорий способствует глобальное потепление. Снимки НАСА подтверждают, что за последние десятилетия ледяной покров постепенно, но заметно сдвигается в сторону полюса, благодаря чему арктические моря становятся менее опасными для судоходства. В будущем из Северной Америки в Россию смогут ходить не только транспортные, но даже туристические суда. Канада даже планирует новые маршруты вокруг полюса. Звучит абсурдно? Вовсе нет. В международных отношениях мы привыкли использовать карту мира овальной формы. Однако знакомое нам по атласам изображение Земли картографов Винкеля (Oswald Winkel) и Мольвейде (Carl Mollweide) весьма условно. Оно особенно искажает расстояния в полярных районах. Но если посмотреть на Землю не сбоку, а сверху, от полюса, можно понять, за что ведется в Арктике игра. Сложно поверить, что расстояние между Норвегией и Аляской или Гренландией и российским Ямалом вовсе не так велико.

По подсчетам, сделанным американцами несколько лет назад, моря и льды Арктики могут скрывать 30% мировых запасов газа и 10% нефти. Другие данные говорят о запасах газа, которые могут покрыть все мировые потребности на несколько десятков лет, и нефти — на несколько лет. В любом случае, кто первый до них доберется, тот и выиграет. Помимо этого арктическая территория — это огромные запасы воды, которая может стать в ближайшее столетие очень востребованным товаром. И не только в Африке, но, например, в Польше, объем естественных запасов вод которой меньше, чем у Египта. К этому следует добавить также арктические металлы — уран, железо, золото, чтобы стало ясно, поему арктические льды называют золотоносным. Американское геохимическое общество оценивает стоимость одних минералов в этом регионе в полтора триллиона долларов. Даже океанический лед может оказаться интересным для разработки. «Газовые гидраты — это куски льда, в которых заключен газ, — рассказывает Якубик. — Они лежат на дне и ждут момента, когда человечество разработает технологию их добычи. Первенство в этом направлении принадлежит пока японцам и американцам».

Руки прочь от моего хребта


Правовой международный статус Арктики не урегулирован. В данный момент она считается открытым морем, по которому могут перемещаться суда всех государств. Но это временное положение, поскольку природные богатства просятся в конкретные руки и распаляют воображение политиков. В арктической игре принимают непосредственное участие шесть стран, чья территория прилегает к полярному кругу. Это, во-первых, Россия, чьи земли примыкают почти к половине этой окружности, во-вторых, США, благодаря Аляске, в-третьих, Канада. А кроме этого Дания (благодаря своим правам на Гренландию), Исландия и Норвегия. В этих странах выдвигают идею раздела Арктики, как торта. Верхней точкой каждого куска был бы полюс, а угол «нарезки» зависел бы от ширины арктической территории каждого государства по параллелям. При таком методе больше всего выиграли бы Россия, Канада и Дания. Но пока спор о разделении Арктики на сектора еще не начался, все заинтересованные страны уже выдвигают более или менее изобретательные претензии на расширение своих сфер влияния в сторону полюса.

Сергей Хворостов, Высокоширотная арктическая глубоководная экспедиция. 2007


Согласно международному праву, исключительная экономическая зона государства не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от берега. Однако конвенция ООН по морскому праву от 1982 года допускает такой вариант, что страна может потребовать разрешения на добычу ископаемых в границах своего континентального шельфа, то есть территории, являющейся подводным продолжением континента, на котором эта страна находится. Эта идея очень понравилась россиянам, которые уже много лет устраивают подводные экспедиции, призванные позволить России разрабатывать арктические месторождения, находящиеся вне ее территории.

В этом контексте любопытен случай Хребта Ломоносова: подводного массива на дне Северного Ледовитого океана, который идет от окрестностей Гренландии в направлении Сибири. США и Канада отправляют туда экспедиции, чтобы доказать, что это продолжение Северной Америки, а россияне утверждают, что это продолжение континентального шельфа Азии. «Это очень впечатляющее соперничество, — говорит Якубик. — В ходе экспедиций россияне водружают на морском дне свой флаг, чтобы другие знали, что это их сфера влияния».

Отравленные отношения

Несмотря на эти вялотекущие споры, Запад продолжает заниматься совместными энергетическими проектами с Россией. Неизвестно, начнут ли (а если да, то когда) страны ломать носы за Хребет Ломоносова и другие арктические территории. Ясно одно: победитель изменит расклад сил в мировой энергетике. Пока борьба ведется лишь за Арктику, но в 2041 году закончит действовать договор по Антарктиде, и споры начнутся там. И что же будет? «В 2008 году россияне внезапно прервали сотрудничество между "Роснефтью" и BP и устроили налеты на московские офисы компании, — рассказывает Якубик. — Боб Дадли (Bob Dudley), руководитель BP по России, бежал из страны, опасаясь ареста. Он утверждал, что неизвестные преследовали его и пытались отравить».