В период, когда центр силы смещается с Запада на Восток, а конкуренция и «грязные войны» начинают набирать обороты уже в Евразии, мир становится свидетелем рождения новых «Штатов».
Первые нам прекрасно известны. Это «нежелательный жандарм», который на протяжении последнего столетия пытается создать в мире «порядок» и для осуществления этой цели не воздерживается от разного рода грязных игр и методов.
Говоря о вторых Штатах, мы имеем в виду «вынужденный опыт», который при подстрекательстве первых возник в период холодной войны (особенно если принимать во внимание процесс создания Западноевропейского союза) и продолжает сегодня процесс интеграции под названием «Европейский Союз», являясь при этом кандидатом на распад с неопределенным будущим. Иными словами, это сохраняющаяся со времен Крестовых походов мечта о Соединенных Штатах Европы.
Третьи — «Соединенные Штаты Евразии», которые, вопреки двум вышеупомянутым игрокам, предстают в виде «союза других», противостоящего их активности и играм в регионе. Это в некотором смысле «вынужденный союз», основанный на экономическом сотрудничестве и рано или поздно способный стать политическим союзом.
Важным в этой связи событием является подписание президентами России, Казахстана и Белоруссии 29 мая в столице Казахстана Астане договора, предусматривающего создание «Евразийского экономического союза» и вступающего в силу в 2015 году.
От тюркского «красного яблока» к мечте о «Великой России»
На наш взгляд, «Третьи Штаты» — это окончательная цель проекта, в рамках которого Россия в процессе силовой борьбы на пространстве ближнего зарубежья пытается приумножить свое влияние на основе «партнерства» в Азии, главным образом на постсоветском пространстве, затем в масштабе «Мирового острова» (этот термин геополитик Хэлфорд Джон Маккиндер употреблял для обозначения Евразии и Африки — прим.пер.) и, наконец, всего мира. Другое название этого проекта озвучивалось Россией и упоминалось как «мечта» Путина уже на протяжении длительного времени: речь о проекте Великой России.
Иными словами, российское «красное яблоко» (в тюркской мифологии — мечты о далеких плодородных землях и символ мирового господства прежде всего для тюрок-огузов — прим.пер.) стремительно возвращается к своим историческим кодам и в этой связи с помощью политики грубой силы вновь начинает выходить на первый план в мировой политике.
Хотя Россия (а на заднем плане - Дугин, именуемый российским Киссинджером) выходит на первый план как архитектор данного проекта, в действительности эта интеллектуальная собственность принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Проект, который впервые был поднят в повестке дня Назарбаевым в 1994 году, со временем превратился в российский проект, хотя Казахстан остается одной из его вершин.
В этом плане очень показательны реакции, возникшие в Казахстане после подписания договора, о котором речь шла выше. Таким образом, данный проект, на самом деле, является «красным яблоком», выскользнувшим из рук тюркского мира и в некотором смысле подаренным России.
Третьи Штаты — Соединенные Штаты Евразии
Несомненно, основу этого проекта образует идея евразийства, являющаяся своего рода спасательным кругом для Российской Федерации, которая в постсоветский период столкнулась с проблемой «идентичности» и «безопасности».
В российской внешней политике можно выделить следующие формы развития сотрудничества: 1) двустороннее; 2) в ближнем зарубежье (СНГ); 3) региональное (по инициативе России без участия Китая); 4) на пространстве расширенного региона (как видно на примере ШОС, включая Китай и другие азиатские силы); 5) в глобальном масштабе (например, БРИКС). При этом «Евразийский союз» было бы правильнее рассматривать как пример «регионального» сотрудничества.
Основной момент, отличающий данный проект от СНГ, заключается в формировании представления о том, что он сможет быть претворен в жизнь и не будет ограничен только постсоветским пространством. В этом проекте Москва преследует стратегию прежде всего создания мощного центра притяжения, а затем последовательного усиления в процессе его реализации.
Последовательная стратегия
Важно не расценивать проект как непосредственное политическое объединение и понимать, что он не выбирает в качестве мишени суверенитет и независимость постсоветских государств.
Когда сегодня говорится о том, что к данной организации на первом этапе присоединятся Армения и Киргизия, а за ними последует и Таджикистан, это является частью психологической операции, выводящей на первый план «интерес», обращенный к организации. Между тем от внимания общественности не ускользают и предположения о том, что по пути этих стран также пойдут Абхазия и Южная Осетия.
Особое значение приобретает поставленная данным образованием цель: повысить его эффективность благодаря соглашениям о зоне свободной торговли, охватывающим другие государства Азии и даже Ближний Восток. Это особенно важно с точки зрения Турции, Ирана и Израиля.