Буржуазно-центристское правительство Швеции заключило договоренность с крупнейшей оппозиционной партией страны - Социал-демократической, о том, что государство возьмет на себя большую ответственность за строительство на верфях Кокумс, в Карлскруне подводных лодок для шведских ВМС. Фактически, речь идет об облегчении перехода верфей Кокумс от их нынешних владельцев, немецкой компании Thyssen-Krupp, к шведскому военно-авиационному концерну SAAB.
"Новая ситуация с безопасностью усиливает необходимость того, что государство принимает на себя большие обязательства, чем прежде" - заявила в этой связи вице-председатель оборонного комитета Риксдага, консерватор Сецилия Видегрен, в интервью программе Ekot Шведского радио.
Напомним, что представителям шведской обороны, а именно отделу её материального обеспечения FMV не удалось договориться с нынешними хозяевами верфи Кокумс о размещении заказа на строительство двух новых субмарин для шведского флота модели А 26. В этой ситуации шведское правительство обратилось к шведскому оружейному концерну СААБ с предложением построить, или возглавить процесс постройки, новых подлодок и параллельно обеспечить модернизацию старых.
Мы рассказывали о многолетних противоречиях, некоторые называют эту ситуацию даже конфликтом, между шведским заказчиком вооружений FMV и немецким концерном Thyssen Krupp.
Например, о ситуации, когда сотрудники FMV произвели изъятие из офисов и лабораторий Кокумс, материалов, которые они считали своей собственностью, своим наработками в сфере малошумных моторов для подлодок.
Ныне стало известно, что шведская оборона/FMV отказалась проводить очередной сервис шведских военных катеров на верфях Кокумс, что также связано с этим конфликтом. А тем временем, ведутся переговоры о том, что СААБ выкупит у немецкого концерна верфи Кокумс, и именно в этом процессе намерено занять более активную роль государство:
"Речь о том, что СААБ возьмет на себя это производство с хорошими предпосылками, с мощной базой, для того, чтобы было возможно развивать эту деятельность, и для того, чтобы гарантировать будущее производство подлодок в Карлскруне" - сказал представитель социал-демократов в вопросах обороны Петер Хульквист.
Эта договоренность уже сегодня, во вторник, станет предметом обсуждения в оборонном комитете Риксдага, и, по мнению Сецилии Видергрен, это даст необходимый парламентский мандат для действий министра обороны Карин Энстрём. "Риксдаг в данном вопросе усилит позицию правительства, в результате широкой договоренности, как на короткую, так и на длительную перспективу" заявила Сецилия Видегрен.
О том, что буржуазные, правящие партии и социал-демократы имеют одинаковый взгляд на эту проблему, о том, что это важный аспект военной безопасности и договориться было совсем нетрудно, говорит и Петер Хульквист:
"Нет, было не сложно прийти к соглашению, потому что важно подготовить почву для перехода верфи в Карлскруне, что обеспечит долгосрочность. Это важно, чтобы подводные лодки оставались долгосрочным элементом шведской системы безопасности".
Данное соглашение затрагивает также вопросы, касающиеся необходимости экологической санации верфей Кокумса, что считается важным фактором, и может быть чрезвычайно дорогостоящим делом, в случае если СААБ возьмет это предприятие под свой контроль. (На месте где расположена современная верфь, строительство кораблей велось и в государственном режиме, начиная с 17 века.
"В этой ситуации, государство бывшие долгое время головным владельцем, обязано подняться и заявить: мы несем ответственность за эту историю. Важный это вопрос, и Риксдаг, разумеется, должен поддержать" сказала Сецилия Видегрен вице-председатель оборонного комитета Риксдага.
А вот мнение о договорённости сотрудника института Оборонных исследований/FOI Юхана Тунберга:
"Подводные лодки чрезвычайно важная часть в арсенале вооружений шведской армии. С подводными лодками можно предотвратить контроль Балтики, со стороны любой морской державы, так-как субмарины реальная угроза для других кораблей. Так, что с военной точки зрения, подводные лодки, можно сказать единственная система вооружений имеющих для Швеции настоящее стратегическое значение".
Напомним, что шведское государство продало принадлежащую ей компанию Цельсиус Кокумс немецкому конкуренту в конце 1990-х годов. А начиная с 2005, фирма принадлежала немецкому сталелитейному концерну Thyssen-Krupp. По мнению Юхана Тунберга, решение немецкой фирмы о переводе производства подлодок в Германию и привело к нынешнему парламентскому соглашению.
"Странно, что компания Кокумс вообще была продана. Продать такую жемчужину в короне шведской военной промышленности своему самому жесткому конкуренту, уже тогда казалось чрезвычайно странным. И негативные последствия не замедлили возникнуть".
А вот как Юхан Тунберг оценивает взаимоотношения шведского государства и военной промышленности: "Отношения между военной промышленостью и государством, своего рода сожительство, нелегализованный брак. Потому что, грань между тем, где кончается государство и начинается частный бизнес, весьма размыта".