"No-русски" не означает, что русским туда нельзя. Просто в музее ошиблись: хотели набрать "По-русски", а вместо П получилось N.
Недоброжелатели, не знающие шведского языка, перевели это, как "Русским - нет". То есть, русским вход запрещен.
Новый шведский музей, позиционируемый как первый в стране "музей поля боя", открылся в стокгольмском предместье Накка, в районе Фисксетра, в воскресенье, первого июня. Конечно, хотели сделать как лучше... Интернет-страницу на разных языках, на русском в том числе. А получилось вот так, но руководитель этого музейного проекта Сирья Миллер пообещала всё исправить, когда я указал ей на ошибку, предсказывая вероятность небольшого скандала.
"Поле битвы" - это немного громко сказано, речь идет о морском сражении 1719 года, когда галеры генерал-адмирала Федора Апраксина высаживали на шведское побережье русский десант, который сжигал шведские поселки... Убивали скот. Людей приказано было не убивать. В шведской историографии эта активность флота Апраксина называется Rysshärjningarna, что можно перевести как "русские набеги", "русские грабежи". Кончалась Северная война 1700-1721 годов.
"Битвой при Стекете" называется морское и сопутствовавшее ему сухопутное сражение в проливе Баггенстекет, проливе Стокгольмского архипелага, южном фарватере, ведущим в Стокгольм. Мелкий пролив, пройти который могут корабли с осадкой не более 3 метров. Исход сражения при Стекете трактовался обеими сторонами по-разному: каждая сторона утверждала, что одержала победу. Энтузиасты-создатели нового музея, прежде всего морской археолог Тумас Энглунд, провели археологические раскопки, нашли множество предметов того времени, которые стали сейчас экспонатами этого музея. Он расположен на самом берегу пролива, на территории яхт-клуба, над яхтами, стоящими в гавани, и название получил соответствующее - Hamn, гавань. Планы у его создателей - грандиозные. Кстати, директор музея Ларс Гуннар Нильссон рассказывал, что страховая стоимость только одного экспоната, сабли Петра Великого, далеко превышает миллион шведских крон. Впрочем, музей "Гавань" - не только военная экспозиция, интерактивная, как и все сегодня, не только шестиминутное кино, иллюстрирующее событие, это и краеведческий музей Фисксетры, рыбачьего поселка в переводе, и рассказ о его сегодняшних обитателях.
У нашего микрофона руководитель проекта, ставшего музеем, Сирья Миллер.
- Основополагающей идеей было создание самого привлекательного для посещения объекта в мире, планку мы решили установить довольно высоко, - говорит Сирья. - Исторический музей, повествующий одновременно о современности. По берегам Баггенстекета люди селились в течение двух тысячелетий. В этом музее мы рассказываем об этой двухтысячелетней истории.
Между тем, профиль музея - первый в Швеции музей поля боя - обязывает. Тот бой, по словам Сирьи Миллер, стал кульминацией "русских набегов" на шведское побережье.
- В собрании музея - 1300 экспонатов того времени. Часть из них вошла в экспозицию. Мы плодотворно сотрудничали с музеями Санкт-Петербурга: Морским музеем, Артиллерийским, которые предоставили нам архивные материалы. Например, инструкции адмирала Апраксина своим войскам, по этим инструкциям можно реконструировать развитие событий. Эти материалы никогда раньше нигде не демонстрировались, - утверждает Сирья Миллер. - Экспонаты музея позволяют пересмотреть имеющуюся трактовку событий того времени, когда русские решили, что победили они, а шведы придерживались противоположного мнения.
Шведские морские археологи пришли сейчас к выводу, что бой закончился вничью - 1-1.
Не прошел новый шведский музей и мимо гендерной перспективы:
- Что оставалось делать женщине, когда её муж ушел на войну и с войны не вернулся? Она должна была либо выйти замуж за следующего солдата, поселившегося в её доме, либо лишиться своего дома, не имея ни права голоса, ни наследного права. У неё вообще не было никаких прав! - восклицает Сирья. - Очень важно, чтобы эта перспектива присутствовала постоянно.
Выставка организована следующим образом: сначала рассказывается о Фисксетре - поселке, застроенном в ходе "миллионной программы", когда в Швеции в середине 1960-хх начали строительство миллиона квартир, чтобы решить вопрос с дефицитом жилья. О том, как маленький, рыбачий когда-то поселок превратился в самый плотно заселенный, мулькультикультурный район Швеции. Потом посетитель плавно погружается в события 1700 годов, созерцая поля сражений и археологические находки с этих полей. Погружение продолжается в раннюю истории Фисксетры. История водных путей, морской торговли, история человеческих встреч на Балтике - это, по словам директора музея Л.Г. Нильссона, - не красная, а синяя нить музея. Синяя, как мундиры каролинеров, - солдат короля Карла XII.
Вернемся к Битве при Стекете, как называется этот бой в шведской историографии. С обеих сторон в нем погибли около 500 человек, так что бескровным это столкновение никак не назовешь.
- У нас есть в экспозиции один страшный зал, где мы показываем инструменты последствий войны, - рассказывает Сирья Миллер. - Пилы для ампутации конечностей, трепаны - приспособления для сверления черепа, инструменты для прижигания ран. И пули, на которых остались следы зубов, пули, которые полевые фельдшеры использовали вместо анестезии: в них от боли во время операции вгрызались солдаты.
Демонстрируется в музее и совместный, шведско-российский шестиминутный фильм-реконструкция тех событий. Первоначальная версия его вызвала много недоразумений, но об этом - чуть позже.
Вернемся к самому бою, который состоял, можно сказать, из двух частей. Северной и южной схватки шведов и русских.
Послушаем морского археолога Тумаса Эклунда, это, во многом, благодаря его усилиям, Накка и Фисксетра стали обладателями первого в Швеции музея одного боя.
- В ходе археологических раскопок мы нашли на склонах, где располагались русские войска, пушечные ядра шведских галер, мы можем проследить за передвижением российских солдат до определенной точки, миновать которую из-за плотного огня шведской артиллерии не удалось.
Археологические исследования подтверждают давнее мнение шведских историков: бой в северной части пролива закончился победой шведов. В южной части картина боя была несколько иной - там бой был, что называется, стенка на стенку.
- В шведской исторической традиции принято считать, что победа осталась за шведами, тогда как в русской традиции победа считается российской. Но 40 лет назад шведский историк, профессор Арне Стаде, ветеран Финской войны, выступил на стороне российских историков. И наши археологические раскопки, - говорит Тумас Эклунд, - подтверждают: профессор Стаде был прав. Шведам не удалось удержать господствующую высоту. Мы отыскали там массу осколков ручных гранат русских гренадеров и пуль, мы нашли и ранее неизвестное место продолжения боя, когда русские бросились преследовать отступавших шведов, чтобы не дать им переформироваться. Но российские войска обладали громадным численным превосходством: 1800 человек против 700 шведов.
Сейчас удалось показать, что войска генерал-адмирала Апраксина вовсе не собирались идти на Стокгольм, что офицеры в точности выполняли инструкции своего главнокомандующего, расписавшего все по пунктам. Главным было дестабилизировать обстановку, чтобы вынудить шведов сесть за стол переговоров, от чего они категорически отказывались.
- После трех лет набегов (русских десантов на шведское побережье) шведы сели, наконец, в 1721 году за стол переговоров в Ништаде, где и был подписан мирный договор.
Со шведской стороны, по словам Тумаса Эклунда, погибли в тех боях при Стекете около 30 шведов и около 70 были ранены. Потери с российской стороны составили - убитыми и ранеными - 406 человек. Сколько из них сражались на севере, сколько на юге, пока неизвестно. Ответить на этот вопрос могут российские архивы, в которых продолжают работать шведские исследователи.
Шестиминутный шведско-российский фильм о тех событиях, похож одновременно на шведскую сельскую киноидиллию и на русские батальные кинополотна. Луга, роса, пасущиеся лошади и война, врывающаяся разрывами ядер, кровью - вишневым соком, стекающем из уголка рта сраженного солдата...
Один из участников фильма - Максим Нагорный, реконструктор истории Преображенского полка. С Максимом и его товарищем мы столкнулись в музейном зале-кинотеатре.
В интервью он отметил: "Дегуманизация, к сожалению, у всех".
Дегуманизация означает обесчеловечивание.
Борис Мигорский, один из руководителей клуба Военно-исторической реконструкции лейб-гвардии Преображенского полка 1709 года, сказал: "Подлинные предметы с поля сражения хорошо сохранены".