Когда после восстания пророссийских сторонников в Крыму Россия аннексировала этот полуостров, отделив его от Украины, утверждалось, что теперь придет очередь Молдовы, и эту восточноевропейскую страну ждет схожий сценарий.
Подобные слухи опирались на информацию о том, что расположенные на юге Молдовы Приднестровье и прежде всего Гагаузская автономная республика также желают отделиться от центрального правительства и даже провозгласить независимость.
В настоящее время явных признаков такого развития событий нет. Но если администрация Кишинева, как и центральные власти Украины, примет решение подписать соглашение об ассоциации и завершить переговоры с ЕС, то руководство Гагаузской автономной республики, занимающее резко противоположную позицию, провозгласит независимость. Это приведет к разделу Молдовы и еще большему сближению гагаузской автономии с Россией.
Знаем ли мы гагаузов?
Почему гагаузы занимают такую позицию? Из чего они исходят, когда прорабатывают вариант отделения от Молдовы?
Турецкое общественное мнение знает гагаузов как тюркоязычный народ. Но, откровенно говоря, поток какой-либо достоверной информации о том, в какой они ситуации находятся сегодня и к чему стремятся, отсутствует.
Гагаузы исповедуют христианско-православную религию, но этноним «гагаузы» является производным от «гёк-огуз». То есть в этническом отношении это тюрки, в религиозном — христиане. И в наши дни среди них есть те, кто говорит на турецком языке. В их сердцах велика любовь к Турции.
После того, как Молдова отделилась от СССР и приобрела независимость, гагаузы в 1994 году добились широкой автономии. Михаил Формузал, возглавляющий Гагаузскую автономную республику вот уже семь с половиной лет, одновременно является членом центрального правительства.
Минувшим днем нам представилась возможность встретиться с Формузалом на приеме, организованном в его честь Фондом стратегических и социальных исследований Группы Мармара в Стамбуле.
Мы спросили гагаузского лидера о том, по каким вопросам существуют разногласия с правительством Молдовы и почему лично он размышляет о независимости как о серьезной альтернативе. Его ответ был следующим:
«В действительности мы хотим остаться в границах Молдовы с нашим нынешним автономным статусом. Но центральное правительство встало на путь, который ведет к разделу страны. Власти желают вступления Молдовы в НАТО, ЕС. Мы и народ Приднестровья выступаем против этого. Если Молдова подпишет соглашение об ассоциации с ЕС и будет претворять его в жизнь, наша экономика падет. Население автономии — 160 тысяч человек. 33 тысячи работают за границей, 25 тысяч — в России. Производимая нами винная и сельскохозяйственная продукция на постоянной основе продается в Россию. Мы не сможем продавать это в ЕС, если Россия перережет пуповину, мы будем уничтожены. Поэтому, в случае если правительство Молдовы во что бы то ни стало заключит соглашение с ЕС, мы объявим нашу независимость».
Ожидания от Турции
По словам Формузала, подавляющее большинство гагаузов на состоявшемся в прошлом феврале референдуме одобрило вариант независимости. Сейчас в этом направлении ничего не предпринимается. Но в случае договоренности Кишинева и ЕС нужные шаги будут сделаны. Конечно, Россия признáет такое отделение. По этому вопросу Формузал в тесном контакте со многими странами — от Азербайджана до Белоруссии.
Мы спросили гагаузского лидера об ожиданиях от Турции. Главное — снятие визовых ограничений. (В Турции работают 2-3 тысячи гагаузов). Другое ожидание — обеспечение Анкарой политической поддержки гагаузов. Как отметил Формузал: «Когда мы окажемся в сложной ситуации, мы хотим слышать голос Турции».