Российский руководитель Владимир Путин будет одним из тех государственных деятелей, кто будет присутствовать в пятницу на праздновании 70-й годовщины высадки союзников в Нормандии, которая стала величайшей десантной операцией за всю долгую историю войн.
У меня есть подозрения, что мысленно он будет время от времени уноситься обратно на восток, ибо то, что происходило на Восточном фронте, имело большее значение, нежели события на пляжах Нормандии.
Я говорю об этом не для того, чтобы умалить или преуменьшить героизм тех, кто захватывал и удерживал плацдармы для высадки десанта, кто блестяще спланировал эту операцию и ввел противника в заблуждение. Я просто хочу напомнить, что Гитлера и гротескное зло нацизма не удалось бы победить, если бы не стойкость и мужество российского народа и его колоссальные жертвы (14 миллионов военнослужащих погибли или пропали без вести; еще пять миллионов получили тяжелые ранения; также было убито около восьми миллионов мирных жителей).
Когда войска союзников высаживались в Нормандии, русские готовились к великим битвам, которые стали переломными в ходе войны. Все началось примерно через две недели после дня высадки союзных войск в Европе. Около 1,3 миллиона военнослужащих в составе 166 дивизий с применением сотен танков и при поддержке 6000 самолетов готовились задать гитлеровским армиям жесточайшую трепку, от которой они уже не оправятся. Этих солдат и их генералов, которые столь мужественно и решительно сражались против элитных армий Гитлера, на Западе сегодня в основном забыли. Но они достойны того, чтобы о них помнили.
Например, был исключительно молодой генерал Иван Черняховский. Летом 1944 года Черняховскому было всего 38 лет, однако он уже успел привести к победе свою 6-ю армию в важной Курской битве. Потом он одержит еще больше не менее важных побед в том великом наступлении, которое началось 22 июня.
Он был Героем Советского Союза, причем дважды. Умело и уверенно командуя огромными силами, он был одним из лучших и типичных русских генералов. Черняховский погиб в начале 1945 года в Восточной Пруссии от осколков снаряда.
Мне трудно произносить его имя. Но ведь это имя вряд ли на слуху на Западе. В этом вся проблема.
За три дня наступления русских было убито как минимум 20 000 немцев. Еще многие тысячи попали в плен. Советы шли на запад, одерживая победу за победой, а немцы отступали. Наверное, это была самая успешная и длительная операция за всю войну. Один немецкий командир заявлял, что летом 1944 года германские армии в России потерпели серию самых серьезных поражений в своей истории.
Российский руководитель Иосиф Сталин, или «дядюшка Джо», как его называл президент США Рузвельт, не был демократом. Будучи главнокомандующим, он мог и вел себя с той страшной беспощадностью, которая на Западе была немыслима. Но если называть вещи своими именами, он вел борьбу не за свободу, а в большей мере за выживание страны. Он воевал со своим бывшим союзником Гитлером, потому что Гитлер по собственной глупости напал на Россию.
Выступая в марте 1946 года в Фултоне, штат Миссури, с одной из величайших речей 20-го века, Уинстон Черчилль заявил о своем «глубоком восхищении» «доблестным русским народом» и «моим товарищем военного времени маршалом Сталиным». Он сказал, что понимает, насколько необходимо русским обеспечить безопасность своих западных границ. Черчилль далее сказал: «Мы рады видеть Россию на своем законном месте, среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях».
Но затем он предупредил о том, что на европейский «континент опустился железный занавес». Он почувствовал себя «обязанным обрисовать ту тень, которая и на Западе, и на Востоке падает на весь мир».
Речь Черчилля оказалась исключительно провидческой в том, что он предсказал холодную войну и заявил о необходимости создания миротворческих сил ООН. В ней прозвучало признание колоссального самопожертвования и храбрости русских и - одновременно - предупреждение всему миру о них. Выступление Черчилля произвело фурор во всем мире. А Сталин пришел в ярость.
В определенном смысле ситуация и наши позиции остаются неизменными. Конечно, нам приходится настороженно относиться к русским, но мы должны всегда помнить о том, что без них одержать победу во Второй мировой войне было бы невозможно, и что их жертвы просто невообразимы.
----------
Отзывы читателей
Стюарт Мюррей, Осло, Норвегия
Блестящая статья, Гарри, но сегодня Россия уже не представляет той опасности, какую представляла в годы холодной войны. После Второй мировой войны каждому на Западе вбивали в голову мысль о том, что «русские идут». Но это был миф, порожденный Гарри Трумэном, которому помощники сказали, что он должен «до смерти напугать американский народ», если хочет добиться постоянного мирового господства США. Так и появилась российская, а вернее, советская угроза.
У меня есть такое подозрение, что если британцам задать вопрос о том, какие страны были союзницами во время Второй мировой войны, то многие скажут «Британия и Америка». Если сегодняшнее поколение осознает, что в борьбе с фашизмом погибло более 22 миллионов русских, то все мы будем лучше понимать обеспокоенность Путина по поводу распространения фашизма на Украине (где живет более восьми миллионов русских).
Доктор Дуглас Макензи
Помню, как пару лет назад я учился на курсах бизнеса, которые вел один американец. На добродушное подшучивание над США он отреагировал так: «Не забывайте, кто спас ваши задницы во Второй мировой войне». Я на это ответил: «Вы русских имеете в виду».
Отличное напоминание Рида о тех умопомрачительных жертвах, которые понес русский народ во время Второй мировой войны. Думаю, США со своей индустриальной мощью и Британская империя со временем разгромили бы нацизм и без русских, но на это ушло бы много времени, и Запад заплатил бы за это очень высокую цену. Возможно, для этого понадобилось бы ядерное оружие. Вспоминая высадку в Нормандии, мы не должны забывать тех русских, которые сковали большую часть германской армии и тем самым создали возможности для высадки десанта.