Кто несет ответственность за ужасное усиление неравенства, которое мы наблюдаем за последние годы? Банкиры — этот ответ не вызывает у многих и тени сомнения. С этой точки зрения финансовый сектор — главный виновник разразившегося в 2008 году мирового экономического кризиса, который оставил без работы миллионы людей и привел к обеднению среднего класса в Европе и США.
Сторонники этой логики утверждают, что виновные в финансовом крахе банкиры и спекулянты никак не поплатились за свой проступок. Более того, многие из них наоборот сумели нажиться на кризисе.
Другие же уверены, что обострение неравенства связано с мизерными зарплатами в таких странах как Китай и Индия, которые тянут вниз оклады людей во всем остальном мире и порождают безработицу, потому что предприятиям выгодно «экспортировать» рабочие места с запада на восток. Третьи возлагают вину на технологии: роботов, компьютеры, интернет и любые другие машины, которым по силам заменить человека на производстве.
Ответ со стороны капитала
Этот вопрос на самом деле намного сложнее и глубже, объясняет нам французский экономист Тома Пикетти (Thomas Piketty), чья книга «Капитал в XXI веке» (Le capital au XXIe siècle) вопреки всем ожиданиям стала всемирным бестселлером. По его словам, капитал (он равняет его с богатством, а то в свою очередь с недвижимостью, финансовыми активами и т.д.) обычно растет быстрее ВВП. Доходы с капитала (например, поступления от аренды недвижимости и дивиденды от инвестиций) сосредоточены в руках небольшой группы людей, тогда как трудовые доходы распределяются среди подавляющего большинства населения. И если доходы с капитала растут быстрее трудовых, это ведет к обострению неравенства, потому что владельцы капитала сосредотачивают в своих руках большую часть прибылей.
Раз рост трудовых доходов напрямую связан с ростом всей экономики в целом, ситуация, когда показатели экономического роста уступают увеличению прибыли с капитала, ведет к усилению неравенства. Экономист подводит черту следующим образом: если r>g, неравенство растет (r — показатель доходов с капитала, а g — экономический рост).
По подсчетам Тома Пикетти, в долгосрочной перспективе средний показатель экономического роста будет равняться 1-1,5%, тогда как доходы с капитала составят 4-5% в год. В таких условиях неравенство станет лишь больше. Для противодействия этой тенденции Тома Пикетти предлагает введение прогрессивного налога на капитал, который по его собственному признанию является во многом утопической идеей из-за огромных политических и практических препятствий.
Выводы и предложения Пикетти породили множество споров, которые стали только острее после того, как The Financial Times поставила под сомнение использованные в работе специалиста данные. Но, как я уже писал чуть ранее, необычайный интерес к теории Пикетти во многом связан с тем огромным беспокойством, которое сегодня вызывает обострение неравенства в США (а эта страна как никакая другая умеет передавать свои тревоги остальному миру).
В странах, где острое неравенство действительно существует, но не вызывает при этом активного обсуждения в обществе, заинтересовались выводами Пикетти. И это прекрасно. Потому что с таким положением мириться больше нельзя. Однако здесь нужно прояснить один очень важный момент. Существующие в России, Нигерии, Бразилии и Китае и неравенства по большей части не связаны с уравнением r>g. Они объясняются избытком мошенников в государственном аппарате и частном секторе, которые набивают карманы совершенно безнаказанно.
По аналогии с уравнением Пикетти, можно сказать, что неравенство будет расти и в обществах c>h (c — число коррумпированных политиков, чиновников и предпринимателей, а h — количество честных политиков, чиновников и предпринимателей). Неравенство цветет пышным цветом в тех странах, где коррупция зависит от частности людей. Речь идет об обществах, где нет регламентной и ведомственной системы наказания расхищения государственных средств, а правительственные решения продаются тому, кто предложит больше всего.
Тома Пикетти выстраивает анализ на данных из почти 20 стран, большинство из которых отличаются высоким уровнем доходов и низкими показателями коррупции по данным рейтинга Transparency International (в нем учитывается 177 государств). К сожалению, большая часть человечества живет в странах, где c>h давно в порядке вещей, а нечистоплотность руководства и его приближенных становится серьезным источником неравенства.