Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрации Обамы следует продолжать дипломатическую кампанию, нацеленную на то, чтобы убедить европейских союзников наложить реальные санкции на российский нефтяной и газовый сектор. Понимая, насколько важен для страны союз Порошенко и Кличко, Вашингтон должен поддержать этих лидеров, чтобы они могли вместе работать над строительством современной и успешной демократии.

4 июня президент Обама встретится с избранным президентом Украины Петром Порошенко. Через три дня после этого Порошенко вступит в должность украинского президента. И хотя официально он станет пятым президентом независимой Украины, во многих отношениях он будет первым.

Порошенко станет первым президентом, победившим на досрочных выборах после смещения предшественника. Он станет первым президентом, получившим поддержку и на востоке, и на западе Украины. Он будет первым президентом, свободно владеющим английским языком. Он также будет первым, кто пришел к власти в период, когда его страна воюет.

Без всякого сомнения, он подходящий человек, оказавшийся на подходящем месте в подходящее время. Он способен дать ответ на многочисленные вызовы, стоящие перед Украиной. Для этого ему также потребуется помощь Виталия Кличко, бывшего боксера, избранного мэром Киева. Вместе они должны вывести Украину из кризиса.

Я знаю Порошенко почти 30 лет – мы вместе учились в Киевском университете. Он начал свой бизнес с видеосалона, который открыл в нашем общежитии в начале горбачевской перестройки. Такие салоны были для нас окном в западную культуру. Порошенко быстро оценил открывшиеся возможности. Он сделал себя сам, построив с помощью своих управленческих талантов бизнес стоимостью в миллиард долларов. При этом, в отличие от прочих украинских олигархов, он не эксплуатировал ни природные ресурсы Украины, ни ее естественные монополии.

После грузинской «революции роз» 2003 года я посетил Киев, чтобы поделиться своим опытом с украинской оппозицией. Порошенко сразу же осознал необходимость готовиться к выборам, которые неминуемо будут сфальсифицированы. Годом позже он стал движущей силой украинской «оранжевой революции». Он финансировал и организовывал протестную инфраструктуру. Когда президент Леонид Кучма отключил принадлежащий Порошенко Пятый канал – единственный независимый телеканал в стране – от эфира, Порошенко позвонил мне и предложил выход. В результате мы организовали вещание канала через спутник Грузинского общественного телевидения – и его стали смотреть еще больше украинцев, чем раньше. Порошенко продолжил самоотверженно служить своей стране. В правительстве Оранжевой революции он занимал ряд постов – в частности, был министром иностранных дел.

Когда прошлой осенью начались протесты, Порошенко не стал выходить на передний план. Вместо этого он объехал ряд западных столиц, стараясь добиться для новой украинской революции международной поддержки. Его отвага, гибкость и дипломатические навыки очень помогли Майдану – как стали называть протестное движение – быстро преодолевать критические ситуации. Перед выборами, приведшими его к власти, он старался не отпугивать избирателей из восточных частей страны радикальной риторикой. Однако вскоре после выборов он начал делать жесткие заявления о роли президента Владимира Путина и России. Особенно примечательно, что он обратился к США за прямой военной помощью, процитировав знаменитые слова Франклина Делано Рузвельта: «Если дом соседа горит, нужно одолжить ему пожарный шланг без торговли».

Свой первый зарубежный визит в качестве избранного президента он нанес в Польшу, что было крайне символично. После этого он пригласил в советники известного грузинского реформатора экономики Каху Бенукидзе. Это напрямую указывает на то, что Украина потеряла десятилетие и сейчас сталкивается с теми же экономическими проблемами, которые Грузия решала в 2004 году. Эти шаги вернули Украину на путь к успешной европейской интеграции.

Важную роль в недавнем взлете Порошенко сыграл неожиданный союз с Кличко, основателем одной из украинских оппозиционных партий, который во многих отношениях выглядит полной противоположностью своему союзнику. Порошенко – опытный политик, Кличко – бывший чемпион мира в тяжелом весе, ушедший из спорта в прошлом году – политический новичок. Порошенко завоевал популярность как рациональный лидер. Популярность Кличко, особенно среди молодых избирателей, связана с его статусом знаменитости. Кличко показал, что он – лицо нового поколения постсоветских лидеров, отказавшись баллотироваться в президенты и поддержав Порошенко.

Альянс между двумя лидерами поколений обеспечил Порошенко победу в первом туре, а Кличко – избрание мэром Киева. У Порошенко были структура и ресурсы, а Кличко, для которого нехарактерна обычная в украинской политике мрачность, обеспечил энергию и надежду на то, что Украина способна пережить кризис. Если Кличко сможет добиться успехов в Киеве, Порошенко использует их в национальном масштабе.

Кличко, не теряя времени, пригласил группу грузинских реформаторов, помочь осуществить радикальные перемены в мэрии. Дерегулирование, снижение бюрократизма, омоложение гражданской службы, борьба с коррупцией— все это непростые задачи. Украинское государство не выживет, если эти два человека не покончат с российскими посягательствами и не искоренят коррупцию с помощью глубоких структурных реформ. Порошенко выглядит подходящей кандидатурой для роли главнокомандующего, однако, чтобы осуществить необходимые перемены, ему необходим Кличко. В преддверии парламентских выборов, которые, возможно, пройдут позднее в этом году и станут очередным испытанием единства прозападных и реформаторских сил страны, их политический союз особенно важен.

В свою очередь, в ходе встречи с президентом Обамой Порошенко необходимо получить что-то помимо слов поддержки. У Украины теперь есть новые, компетентные лидеры, но им будет нужна помощь. Европа не смогла выступить единым фронтом. Россия сумела путем успешных дипломатических маневров предотвратить введение серьезных санкций. При этом она посылает на восток Украины достаточно сил, чтобы выдавить оттуда на украинские войска – и в дальнейшем удушить Киев сочетанием унизительного военного поражения и экономических методов, в число которых входит газовый шантаж. Все это должно отправить украинскую экономику в пике.

Однако Соединенные Штаты вполне могут сорвать планы Путина. Во-первых, президент Обама должен выполнить просьбу Порошенко и одолжить Украине «пожарный шланг». Для этого ему следует воспользоваться своей Европейской инициативой безопасности и направить морских пехотинцев обучать украинских солдат, а также снабдить украинские вооруженные силы современным снаряжением. Во-вторых, Соединенные Штаты должны подтолкнуть Украину к разработке агрессивной стратегии энергетической эффективности, позволяющую сократить потребление газа (Украина потребляет в 30 раз больше газа, чем Грузия, хотя ее экономика всего вдесятеро больше, и это делает ее крайне уязвимой для российского шантажа), и предложить стратегический план по организации экспорта на Украину американского газа. В-третьих, администрации Обамы следует продолжать дипломатическую кампанию, нацеленную на то, чтобы убедить европейских союзников обуздать интересы корпораций и наложить реальные санкции на российский нефтяной и газовый сектор. Наконец, зная, как часто рушатся политические альянсы на Украине и понимая, насколько важен для страны союз Порошенко и Кличко, Вашингтон должен поддержать этих лидеров, чтобы они могли вместе работать над строительством современной и успешной демократии.