Революции не происходят в условиях тотального угнетения. Чтобы восстать против авторитарного правления, людям нужна какая-то свежая струя, по крайней мере, несколько дюймов свободы для того, чтобы обдумать всё и организоваться. В Польше 25 лет назад одна независимая газета и несколько профсоюзов начали лавинный процесс. Но был тогда и еще один пусковой механизм: общий и глубоко тревожный опыт слежки за обществом со стороны государства.
Правило было простое: если ты не с нами, значит, ты против нас.
Все были под какой-либо формой наблюдения. Тайная полиция имела соглядатаев на каждом углу и в каждом доме: соседи шпионили за соседями, сослуживцы шпионили друг за другом. Не имело значения, если допускались какие-то ошибки. Массовая слежка при коммунистических режимах не была связана с разведкой – она предназначалась для того, чтобы сломать людей и сделать их послушными.
Сегодня Польша празднует 25-летие «свободного и демократического» государства. Хотелось бы верить, что это уже не молодая демократия, что наши правовые и политические институты получили своего рода зрелость: разумная политика, основанная на доказательствах; чувство ответственности за тех, кто зависит от государства в правовой защите; полное признания прав человека. И все это у нас есть – на бумаге.
После недавних разоблачений в том, что Польша сотрудничала с американской разведкой и передала ей огромные объемы телекоммуникационных данных (возможно, о собственных гражданах), – 25-летие нашей «свободы» ощущается с горечью. Как это возможно, чтобы польские граждане не услышали ни слова объяснений по этому поводу от своих выборных представителей в отношении обвинений, выдвинутых Сноуденом? Мы до сих пор не знаем ответов на основные вопросы. Какова была цель польско-американского сотрудничества? Кто был целевым объектом?
Да, это правда, что невозможно достичь одновременно демократии и правового государства. Но есть вещи, которые не могут быть приняты при демократическом режиме; красные линии, перечеркнутые однажды, подрывают саму суть того, что называется «власть народа и для народа». Сколько этих красных линий уже переступило польское правительство в сотрудничестве с американской разведкой?
Обнародованная Сноуденом информация оставила мало сомнений в том, что тайное сотрудничество разведывательных служб посвящено отнюдь не борьбе с терроризмом. Массовая слежка за невинными гражданами оказалась правилом, а не исключением. Стало ясно, что правительства европейских стран – в том числе и Польши – сотрудничают в этой области. Сбор информации и данных о гражданах «на всякий случай» напоминает те времена, когда тайная полиция хотела больше сломить народ, чем получить информацию. И сегодня наши избранники делают вид, что забота об общественной безопасности является правдоподобным объяснением.
Баланс сил между гражданами и их выборными представителями был нарушен до такой степени, что теперь не соблюдаются нормы ни политической, ни юридической ответственности. Польское законодательство не предусматривает каких-либо механизмов, которые могут заставить разведывательное сообщество и правительство отдать принятые ими решения под какую-либо форму гражданского контроля. Единственный аргумент, который мы слышим, это: «ради вашей безопасности мы не можем сообщить какие-либо подробности».
Это не ответ. Демократия не существует без отчетности.
Поэтому Польша должна двигаться в направлении глубокой, системной реформы спецслужб. В частности, должен быть создан внешний механизм надзора и ограничен доступ к телекоммуникационным данным (на данный момент все девять спецслужб могут использовать такую информацию без разрешения, для любых целей, которые соответствуют их уставным обязанностям). Давно пора потребовать от Соединенных Штатов не только дать серьезные ответы на заявления Сноудена, но и положить конец всем программам массовой слежки.
Наконец, система сдержек и противовесов не может работать без транспарентности. Поэтому главным препятствием, с которым мы сталкиваемся, требуя большей подотчетности, является секретность. Большинство польских ответственных лиц утверждают, что мероприятия, связанные с национальной безопасностью, должны храниться в секрете по общему правилу, автоматически. Подобная аргументация делает любую форму контроля над разведывательным сообществом крайне сложной, если вообще возможной. Правительства захватили власть, на которую они не имеют права. Насколько больше власти еще мы готовы им отдать прежде, чем сделаем вывод, что наша заветная демократия – всего лишь видимость?